КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеОтбивные по-Магнитскому-III.
Закон лживых людоедов

26 ДЕКАБРЯ 2012 г. ВЛАДИМИР НАДЕИН

ИТАР-ТАСС


Эта часть вторглась нежданно. Я не собирался писать о наших сиротах в Америке. Казалось, всё понятно и так. Однако ужас В. Путина перед «Законом Магнитского» превзошел все мыслимые пределы. Так бездарно, как на последней своей пресс-конференции, он не врал ещё никогда.

А ведь фон для путинских выдумок был создан самый выгодный. Две недели главные каналы телевидения от души катались по Америке. Две недели велась убойная пропаганда во спасение невинных ангельских душ, убиенных заокеанскими садистами. Украшением букета оказалась С. Горячева, кошмарная дама из кошмарной Думы. Её буйная фантазия, по которой американцы вывозят наших агнцев, чтобы четвертовать их на запчасти, а из остатков собирать солдат для войны против России, несомненно, переживет века.

Впрочем, хороши были все. И Жириновский, запутавшийся в нулях замученных агнцев. И Зюганов с напыщенной одой убогим сталинским детдомам. И Павел Астахов, самый странный в мире уполномоченный по детским делам, с легкой вампирской пенкой в уголках изнеженных губ.

Это, конечно, тяжелая клиника. Возможно, безнадежная. Им всё равно, кто попадется под ноги, когда они самозабвенно пинают Америку. Но и те, кого воротило от «закона негодяев», были безжалостны к дяде Сэму. Даже самые либеральные критики на всякий случай пугливо жались к патриотической обочине.

Вот как сформулировал эту позицию Леонид Рошаль, известный детский врач с репутацией благоразумного человека: «Ответ на «Акт Магнитского» должен быть более адресным и не ущемлять интересы российских сирот. Можно внести в список тех судей, которые принимали отличные от американской практики оправдательные приговоры приемным родителям, и те организации, которые нарушили подписанные договоренности между Россией и США. Зачем наказывать тысячи невинных детей?».

Этот голос благоразумия мало чем отличается от доводов самого В. Путина. Конечные выводы расходятся: Рошаль против «закона Димы Яковлева», Путин — категорически «за». Но мотивировочная часть, как говорят юристы, вполне совпадает.

Вот что сказал В. Путин на той самой пресс-конференции: «Реакция депутатов Государственной Думы не на эту (американских усыновителей — В.Н.) деятельность, а на позицию американских властей. В чём заключается эта позиция? А в том, что, когда преступления в отношении усыновлённых российских детей совершаются, чаще всего американская Фемида вообще не реагирует и освобождает от уголовной ответственности людей, которые явно совершили уголовное деяние в отношении ребёнка. Но и это ещё не всё. Российских представителей фактически не допускают, даже в качестве наблюдателей, на эти процессы».

Если перевести горькие упреки этой тирады в деловой стиль, то Путин видит обстоятельства следующим образом:

1. Суды в США «вообще» (иными словами — в большинстве случаев, как правило, за редким исключением) не обращают внимания на преступления, совершенные против усыновленных детей, причем именно из России.

2. За преступления против ребенка, если он из России, суды освобождают виновных от уголовной ответственности. Из контекста заявления В. Путина также следует, что за действия против американских детей иного этнического происхождения виновных наказывают строже.

3. Российские представители (дипломаты, адвокаты, правозащитники или все вместе?) приходят для участия в судебном процессе, но их не допускают. Не совсем понятно, что Путин имел в виду, употребляя уточнение «фактически». Вероятно, что-нибудь типа: право имеют, но не могут.

4. Даже если они просто желают присутствовать в зале, их или не пускают в судебное присутствие, или, обнаружив, выводят оттуда силой.

Это публично утверждает Первое лицо России. Сравним его слова с легко проверяемыми фактами.

За последние 20 лет американцы усыновили более 50 тысяч сирот из России. Эта цифра не точная, иные эксперты утверждают, что на самом деле детей увезли вдвое больше. Сразу после распада СССР этим занималось слишком много агентств и личностей с обеих сторон, в том числе и сомнительных. Несколько десятков детей, полагают, не более пятидесяти, попали в руки злодеев или крайне неудачных воспитателей. Наши правительственные органы насчитали 14 случаев гибели детей за океаном: один в Канаде, прочие в США.

При этом:

  1. Все, без единого исключения, случаи преступлений или ненадлежащих действий против детей из России были вскрыты американской полицией. Наше посольство, куда никто и ни разу за все эти годы не обращался за помощью для защиты маленьких россиян, узнавало о подобных происшествиях только из американской прессы. Никто из ребят, достигших совершеннолетия, ни единого разу не просил о возвращении на Родину. Международные детские организации никогда не поднимали вопрос о необходимости вмешательства российских государственных или общественных органов, полагая, что американские законы надежно защищают всех детей, независимо от расы и страны происхождения.
  2. Не известен ни один случай, когда бы американская полиция скрыла от прессы либо в своей профессиональной отчетности факт злодеяния против ребенка из России. Не известен ни один случай, когда бы такое преступление, установленное полицией, не было расследовано прокурорскими органами США и затем не доведено до суда. Не известен ни один документ, ни одно публичное выступление, ни один приговор, когда российское происхождение ребенка прямо или косвенно квалифицировалось бы как обстоятельство, смягчающее или, напротив, отягощающее законное наказание.
  3. Преступления против личности в США, согласно Конституции страны, расследуются штатами. Убийство Джона Кеннеди в Хьюстоне расследовалось полицией штата Техас. Точно так же полицией штата Вирджиния расследовались обстоятельства гибели 2,5-летнего Димы Яковлева, имя которого наша Дума связала с новым законом.
  4. Любой россиянин, получивший адвокатскую лицензию в каком-либо штате, имеет полное право активно участвовать в любом судебном процессе на территории данного штата. Любой человек планеты Земля, не обязательно гражданин США и не обязательно российский дипломат, имеет право сидеть в зале и наблюдать за ходом любого открытого процесса. Посольство РФ в США вправе пригласить любого лицензированного специалиста для защиты интересов своих граждан. Все судебные материалы, связанные с именами всех известных нам пострадавших детей из России, присутствуют в интернете и доступны для ознакомления и для анализа — как дипломатами, так и каждым из нас.
  5. Американских приемных родителей, которые были обвинены в преступлениях против детей из России, суды и оправдывали, и приговаривали к разным мерам наказания. В 2005 году в штате Мэриленд скончался от истощения 8-летний мальчик. Супружеская пара Самуэль и Донна Мэримен приговорены к 22 годам тюремного заключения каждый. В штате Вирджиния погибла 2,5-летняя Нина Хилт (Вика Баженова). Приемная мать Пегги Сью Хилт приговорена к 35 годам лишения свободы. Приемная мать Ирма Павлис (штат Вирджиния), обвиненная в смерти 6-летнего Алексея Гейко, приговорена к 12 годам тюремного заключения. Супруги Р. И М. Матей (штат Нью-Джерси) в 2002 году приговорены к 12 годам тюрьмы каждый за истязания 7-летнего Вити Тулимова.

Нехорошо, когда президент страны, претендующей на мировое моральное лидерство, так вольно обращается с фактами. Еще хуже, когда он безоглядно наслаивает неправду на неправду, проявляя открытое презрение к знаниям и логике здравомыслящих людей из обеих стран.

Развивая свои обвинения в адрес властей США, В. Путин усилил свои обвинения так:

«Мы заключили сейчас, недавно заключили, между Госдепом и МИДом соглашение по поводу того, как и что могут делать представители России в ходе возникновения этих кризисных или конфликтных ситуаций. Что на практике получилось? На практике оказалось, что эта сфера деятельности отнесена американским законодательством на уровень штата. И когда наши представители приходят для того, чтобы исполнить свои обязанности в рамках этого соглашения, им говорят: «А это дело не федеральных властей, а штатов, на штатном уровне у вас никаких соглашений нет. Идите в Госдеп. С кем вы там заключали соглашение, с тем и разбирайтесь». А в федеральных органах власти Соединённых Штатов отсылают на уровень штатов. И зачем такое соглашение? «Дурочку включили» просто, и всё. Даже не пускают в качестве наблюдателей, не только участников процесса».

Увы, здесь на пункты непереводимо. Здесь наш президент выступает во всем своем пацанском великолепии: бранится и виляет одновременно. Но если исключить брань, то всё сводится к тому, что другая сторона не выполняет условия российско-американского соглашения об усыновлении. И вновь обратимся к фактам.

 В июле сего года Дума ратифицировала соглашение об усыновлении, и президент В. Путин вскоре его подписал. Обе стороны заявили о своем удовлетворении. Были формально закреплены несколько положений, на которых настаивала Россия. Первое: «Передача ребенка на усыновление в другое государство рассматривается только в случаях, если в государстве происхождения для него невозможно найти подходящею семью». Второе: российское гражданство сохраняется за приемышами до момента их совершеннолетия. Третье вытекает из второго: Россия вправе интересоваться судьбой своих граждан и принимать меры для их защиты. Четвертое: соглашение определило на федеральном уровне органы, которые «будут координировать деятельность по международному усыновлению». В России это Министерство образования, в США — Госдепартамент.

Договор вступил в силу 1 ноября 2012 года. 14 декабря президент США Б. Обама подписал «Закон Магнитского». 20 декабря президент РФ В. Путин обвинил власти США в том, что они «дурочку включают».

Подписывая соглашение, российская сторона знала, что США не изменят ни своей Конституции, ни судебной системы. Американцев они вполне устраивают. Если В. Путин об этом не подозревал, то ему следует немедленно разогнать весь свой МИД.

Но и это не всё. Простая правда заключается в том, что в промежуток между июлем 2012 (ратификация Думой) и декабрем (пресс-конференция В. Путина) в Америке не произошло ничего, хоть как-то связанного с детьми из России. С момента вступления договора в силу и по сей миг не зарегистрировано ни единого случая, который потребовал бы вмешательства российской стороны. Ни один ребенок не пострадал, ни один приемный родитель не заслужил упрека. Соглашение выполняется безупречно.

Несчастье, случившееся с 2,5-летним инвалидом Димой Яковлевым, изолгано нашими должностными лицами до полной неузнаваемости. На самом деле эта беда показывает, как жестко и надежно защищает американский закон всех детей, независимо от их расы и этнического происхождения.

 

Во вторник, 8 июля 2008 года, ранним утром Майлз Харрисон усадил своего сына Чейса в детское кресло на заднем сиденье автомобиля. Три месяца тому назад Чейз был еще Димой Яковлевым, но супруги Харрисон сразу же по возвращении домой из России поспешили завершить все формальности полного усыновления. В России у Димы было мало солнечных дней. Мать-алкоголичка его бросила. Нашлись добрые люди, они долго оформляли бумаги на усыновление, но в последний миг передумали.

Все беды казались позади. Мальчик начал говорить по-английски и уже общался со сверстниками.

Майлз тщательно и плотно пристегнул сына. По законам штата Вирджиния, за провоз ребенка до трех лет без кресла, в ненадлежащем кресле или с неплотно зафиксированным ремнем безопасности положен штраф до 500 долларов. Но дело не в деньгах, понятно. Американцы, нация насквозь автомобильная, предельно пунктуальны, когда речь идет о безопасности ребенка. Не завидую я тому водителю, который посмеет объехать школьный автобус, высаживающий детей. Штрафы огромные, а полиция в доску расшибется, но найдет.

За три месяца, что Майлз возил сына в то заведение, которое можно условно приравнять к нашим яслям, выработался постоянный маршрут. Сначала он подъезжал к яслям, сдавал сына на руки воспитателям, а потом рулил на работу.

Вроде бы Майлзу позвонили по мобильному, когда он был еще в пути. Я пишу «вроде бы», потому что позже, после беды, супруги Харрисон даже в суде не искали оправданий, никаких интервью не давали и вообще с тех пор ведут замкнутый образ жизни.

Сослуживец якобы сказал, будто Майлз чего-то накануне не сделал. Или недоделал. Какую-то чепуху, но очень срочную.

Майлз решил изменить обычный порядок: сначала на минутку заскочить на работу, а уж потом отвезти сына в ясли. Солнце еще не поднялось, главная июльская жара была еще впереди, Чейс тихонько сидел сзади, пристегнутый к своему креслу.

По законам штата Вирджиния (в иных штатах – похоже), водитель не имеет права оставлять в машине ребенка ни на одну минуту. Единственное исключение — если водитель обходит автомобиль, чтобы помочь малышу выйти. При ремонте колеса, при заправке на бензоколонке, если водитель выходит сам, он должен вывести (или вынести) ребенка. Наказание — 300 долларов, если не случилось более серьезных последствий.

Мировую печать не так давно обошел случай в Нью-Йорке. Чета молодых шведов-туристов пошла в ресторан, а детей оставила в автомобиле. Осенью, не на жаре. Полиция открыла автомобиль, забрала детей в приют, а супругов посадили в тюрьму. Как они вызволи себя и детей — долгая и поучительная история.

Но тут же — всего минутка. И утро для июля не жаркое. Майлз поспешил к своему столу, быстро сделал, что намеревался, потом ему позвонили, потом он, чтобы не забыть, тут же отзвонился. Потом…

Через девять часов некий сослуживец тревожно сообщил, что он прямо из паркинга и там, в машине, какой-то ребенок. Майлз вылетел на парковку. Он распахнул заднюю дверцу, расстегнул тугие ремни на креслице и потерял сознание. Тельце несчастного Димы Яковлева, который всего лишь три месяца успел побыть Чейсом Харрисоном, выносила уже полиция.

На следующее утро о беде сообщила местная газета The Loudoun Times-Mirror. Мальчика похоронили. Прокуратура открыла дело. Полгода спустя, в декабре, состоялся суд.

В ходе расследования Харрисонам было отказано во внесудебном упрощенном рассмотрении дела. В суде помощник штатного прокурора Катерина Скотт настаивала на том, что к супругам должны быть применены самые требовательные стандарты оценки их действий. «Тот факт, что он (Майлз Харрисон) пренебрег своим долгом, когда обстоятельства могли повлечь за собою травмы или смерть, свидетельствуют о бессердечной небрежности».

В суде Харрисоны не проронили ни слова в свое оправдание. Одному из репортеров удалось заснять их в коридоре. Они плакали, обнявшись. Соседи и знакомые, свидетельствуя под присягой, утверждали, что маленький Дима-Чейс был ухожен и любим. На вопрос судьи, чем он может объяснить свое поведение, Майлз ответил, согласно газете The Loudoun Times-Mirror: «Ничем, ваша честь».

Судья округа Фейрфэкс Терренс Ней (Terrence Ney) счел Майлза виновным в «простом небрежении». Судья не увидел «бесчувственного неуважения к человеческой жизни» и признал обвиняемого не виновным в непредумышленном убийстве.

В штате Вирджиния, где исповедуют британское право, господствует прецедент. Судья Ней сослался на решение Верховного суда штата Вирджиния от 1930 года. Оно гласит, что лицо, «случайно убившее иного, даже если оно подлежит обвинению в действиях, свидетельствующих о небрежении, не может быть признанным в преступлении, если его небрежении не столь велико, чтобы указать на бессердечное неуважение к человеческой жизни и вероятным последствиям его действия».

Судья счел, что Майлз Харрисона невиновен в непредумышленном убийстве, так как его действия вполне соответствуют прецеденту 78-летней давности. «Единственное искупление возможно только в его сердце и душе, — сказал он о Майлзе. — Сколько бы мы не искали доказательства непредумышленного убийства, это не вернет ребенка к жизни».

В США живут 300 миллионов человек, которые владеют 150 миллионами автомобилей. В год происходит от 30 до 40 случаев, когда детей забывают в машинах — как правило, с непоправимыми последствиями. Обычно это те несчастья, которые для родителей невозможно усугубить никакими наказаниями. Скептиков прошу зайти на сайт с окончанием kidsandcars. Не хочу травить душу ни вам, ни себе пересказом трагических историй. О режиссере из Лос-Анджелеса, который забыл в минибасе обожаемых двойняшек. Об инженере из НАСА, космического агентства, где так много привечали наших космонавтов. Возможно, они наслышаны о непоправимом горе из-за такой же потери малыша.

В декабре 2008 года, уже после суда над Харрисонами, о его ходе написала столичная газета «Вашингтон пост». Только тут о Диме Яковлеве узнали в российском посольстве. В Госдеп была направлена нота протеста. Проявилось взаимное недопонимание сторон. Американцы считали Диму Чейсом и гражданином США, находившимся полностью в американской юрисдикции. Мы настаивали на праве сохранять контроль над детьми из России. Эти и другие противоречия были согласованы в ходе работы над новым соглашением. За те считанные недели, пока оно действует, никаких изъянов в нем не обнаружено.

Российские агентства сообщили о случае с Димой Яковлевым гневно и лживо. Гнев был вызван тем, что приемному отцу-убийце «мало дали». В попустительстве обвинили и судью, и федеральное правительство в Вашингтоне.

В посольстве и консульстве есть очень опытные юристы. Они знают, что американский суд на самом деле независим, влиятелен и в политические игры играет редко. Ясно, что вся агрессия шла из Москвы, из высших эшелонов власти. «Мы же знаем, у меня информация есть из посольств, сотрудники посольства в соответствии с соглашением пытаются прийти в суд в качестве наблюдателей — их просто не допускают, — утверждал в ходе пресс-конференции Путин. — Какой смысл тогда в этом соглашении? Чушь какая-то».

Когда судье Нею сообщили о том, что его внесут в «список», судья, согласно публикации в «Вашингтон пост», сказал: «Мы с женою часто говорили, что хорошо бы съездить в Москву и Петербург, посмотреть на собор Василия Блаженного, побывать на родине Достоевского. Теперь говорить не будем. Только и всего».

Ни одно действие российского правительства за многие последние годы не вызвало в США такого недоумения, как «наш ответ Обаме». О «деле Магнитского» знали тысячи — теперь о нем знают миллионы. Из 10 самых читаемых материалов в воскресном номере шесть было посвящено «Закону Магнитского» и «АнтиМагнитского». Нет сомнений, что общественное мнение, которое в Америке обладает поистине неодолимой силой, будет еще долго находиться под воздействием тех странных обстоятельств, которые привели к появлению в России «закона лживых людоедов».

Во главе этой кампании, которая принесла и еще принесет небывалый урон престижу страны, стоит человек, который считает себя президентом России. Его зовут Владимир Владимирович Путин. Многие наши граждане были в этом уверены и прежде. Но на уровне аксиомы, чего-то вполне очевидного, хотя логически и не доказуемого.

«Закон лживых людоедов» позволяет возвысить аксиому до уровня теоремы. Главным, если не единственным выгодоприобретателем и от «Закона Магнитского» и от «АнтиМагнитского», является человек, безудержная ложь которого поможет нам пробиться к правде.

Приглашаю вас, читатель, к завершающей части.

Photo ITAR-TASS / Grigory Sysoyev

Версия для печати
 



Материалы по теме

Maxim Kargapoltsev-Wallen // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Несколько кратких соображений по поводу Марша 13.01.13 // АНТОН ОРЕХЪ
Итоги недели. Володин-style // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Суверенитет и ворье. К принятию детоубийственного закона // ГЕОРГИЙ САТАРОВ
…А здесь — четверг? // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Это не повод? // АНТОН ОРЕХЪ
Нацпроект «Сироты»: к распилу готов? // СЕРГЕЙ ГОГИН
Под видом заботы // ГРИГОРИЙ ДУРНОВО
Бедные дети // АНТОН ОРЕХЪ