КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеО кризисе в Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе

13 МАРТА 2013 г. ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

В январе 2013 года после десяти лет правления глава Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольский патриархат) архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) был вынужден уйти на покой по состоянию здоровья. Кафедра была объявлена вакантной. Местоблюстителем кафедры Константинополь назначил греческого митрополита Эммануила, правящего архиерея греческой митрополии Франции и патриаршего экзарха (представителя) в Европе. 29-30 марта должно было состояться Чрезвычайное общее собрание по выборам нового главы архиепископского престола. Однако Константинопольский патриарх, впервые за всю историю существования Архиепископии, не утвердил список кандидатов. О происходящем «Ежедневному журналу» рассказывают участники событий Владимир Голованов и Даниил Струве.



Владимир Голованов

Возникновение православных русских епархий за рубежом стало возможно после указов патриарха Тихона в апреле 1921 года,передавших управление русскими церквами в Западной Европемитрополиту Евлогию (Георгиевскому). Довоенной епархии, возглавлявшейся митрополитом Евлогием (отсюда название «евлогианская»), ныне наследует Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (иначе Экзархат Вселенского патриархата), которая является объединенной церковной организацией со статусом внутренней автономии (Константинопольский патриарх и синод только утверждают правящего архиепископа и епископов, выбранных общим собранием Архиепископии). В нее входят около ста приходов и общин, главным образом во Франции, есть приходы в Бельгии, Голландии, Дании, Норвегии, Швеции, Германии, Италии и Испании, а после присоединения к Константинопольскому патриархату епископа Василия (Осборна) с половиной паствы Сурожской епархии еще и в Великобритании.

Даниил Струве
Отношения с РПЦ получили новый импульс в 90-х годах прошлого века: встречи на разных уровнях и совместные служения умножились и увенчались сослужением правящего архиепископа Сергея (Коновалова) спатриархом АлексиемIIв Успенском соборе Кремля (1995 г.). Начались переговоры о возможном воссоединении с Церковью-Матерью, тема обсуждалась во время визита во Францию в феврале 2001 года митрополита Кирилла, когда онпредложил предоставить экзархату, в случае его воссоединения с Московским патриархатом, статус автономии, подобный статусу Украинской церкви, с присоединением к нему приходов Западной Европы, находящихся в ведении Российской церкви.

patriarchia.ru


Однако идея не получила всеобщего одобрения, и после скоропостижной смерти архиепископа Сергия в январе 2003 годапереговоры не возобновились.

В мае 2003-го на архиерейский престол был выбран епископ Гавриил Команский (де Вильдер), Константинополь утвердил его кандидатуру. Отношения владыки Гавриила с Московским патриархатом обострились, когда стала ясна его позиция по поводу объединения с РПЦ. В ответ на письмо патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором глава РПЦ предложил создать митрополичий округ под его омофором, епископ Гавриил заявил: «Мы не должны допустить, чтобы наша Архиепископия стала камнем преткновения или яблоком раздора для двух патриархатов — Московского и Константинопольского». Напомнив, что отношения между Москвой и Константинополем уже были омрачены разногласиями вокруг Эстонии и Украины, архиерей подчеркнул, что Архиепископия «ни в коем случае не должна стать третьим источником напряженности в отношениях между этими великими Церквами». «Мы живем в Западной Европе и должны создать здесь свою поместную Церковь, пребывая в общении с другими епархиями, существующими на этой территории, с помощью и благословением наших Церквей-Матерей, следуя ориентирам православной экклезиологии», — сказал архиерей.

После этого диалог с Московской патриархией пошел на убыль, а Архиепископия разделилась на два противоборствующих лагеря: сторонников идеи поместной церкви русской традиции, готовых принять предложение патриарха Алексия, и сторонников идеи объединенной православной церкви (такое движение также существовало во Франции, начиная с 50-60 гг. ХХ века), куда вошли бы и сербы, и румыны, и греки, и, естественно, коренные французы.

Первое направление представляет, в частности, Движение за поместное православие русской традиции (OLTR), второе — члены Совета Архиепископии и приходские советы основных приходов, которые развернули кампанию против сближения с Русской церковью.

Движение за поместное православие русской традиции в последнее время теряет свое влияние внутри Архиепископии, поскольку многие миряне, священники и приходы, желающие воссоединения с Матерью-Церковью, уже присоединились к РПЦ — этот процесс особенно оживился после примирения в 2007 году с РПЦЗ. Но Архиепископия в целом переживает определенные трудности, поскольку «староэмигрантская» церковь (сегодняшние эмигранты в массе своей тяготеют к РПЦ) не имеет достаточной подпитки — православие во Франции отнюдь не массовое явление.

patriarchia.ru

Многие сейчас бьются над вопросом: что имел в виду Константинополь — покончить с самостоятельным существованием экзархата или это ситуативное решение, вызванное какими-то конъюнктурными соображениями.

Если первое, то это начало постепенного процесса растворения экзархата с превращением его во что-то наподобие викариатства, которое будет подчиняться греческой митрополии во Франции, так же как отдельные приходы в других странах будут переподчинены местным греческим митрополиям. Такой исход недопустим для тех традиционных приходов, которые соблюдают заветы их создателей и держатся традиций Русской церкви.

Если второе, то, рано или поздно, компромисс будет найден. И нельзя не признать, что направление Парижской богословской школы, представители которой стояли у истоков создания Архиепископии и пытались добиться выхода русской религиозно-философской мысли на мировую арену, куда лучше воспринимаются богословами Константинопольского патриархата, нежели в Русской церкви.

Патриарх Алексий сказал во время исторического сослужения с архиепископом Сергием в 1995 году, что Архиепископия долгое время хранила русскую православною литургическую, богословскую и культурную традицию, чтобы передать ее освобожденной Русской церкви. Она открыла эту традицию Западу, свидетельствовала о ее богатстве и далахристианскому миру признанные достижения религиозно-философской мысли. За ней ее славная история... Впереди — пока неясность.

Лион



Даниил Струве

Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, или Русский Экзархат — одно из церковных образований, возникших по причине массовой эмиграции русских после революции и Гражданской войны. Созданная в 1920 году с центром в Париже и возглавлявшаяся до 1946 года митрополитом Евлогием Георгиевским сначала в лоне Московкого, а с 1931 года в лоне Константинопольского патриархата, она сыграла выдающуюся роль в истории православия ХХ века, хотя и не пользуется сегодня в России той же степенью известности, как другая ветвь эмигрантской церкви — Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), образовавшаяся в Белграде и имеющая сегодня центром Нью-Йорк.


Все последние годы российские СМИ упоминали об Архиепископии чаще всего в связи с ее натянутыми отношениями с Московской патриархией. Так, избрание в 2003 архиепископа Гавриила Команского — фламандца по происхождению, не владеющего русским языком — вызвало неудовольствие Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и небольшой части паствы Архиепископии, обеспокоенной ее постепенным, но неотвратимым укоренением в местной — нерусской — культуре.

В России многим, наверное, запомнилась судебная тяжба, развернувшаяся между Российской Федерацией и приходом Архиепископии вокруг права собственности на ниццкий собор. Но 15 января 2013 года после десяти лет правления архиепископ Гавриил был вынужден уйти на покой по состоянию здоровья.

В ожидании выборов нового главы экзархата местоблюстителем архиепископского престола был назначен греческий митрополит Эммануил, влиятельнейший иерарх Константинопольского патриархата.

Права и обязанности местоблюстителя строго регулируются Уставом Архиепископии, утвержденным в 1999 году патриархом Константинопольским Варфоломеем и составленным на основе постановлений Поместного собора 1917-1918 годов. Местоблюститель отправляет текущие дела и отвечает за организацию выборов нового архиепископа, которые он обязан провести в срок, не превышающий четырех месяцев с момента объявления кафедры вакантной. В случае непроведения выборов в указанный срок местоблюститель утрачивает свои полномочия, а Совет Архиепископия обязан просить Константинопольского патриарха о назначении нового местоблюстителя. Продление полномочий местоблюстителя Устав предусматривает лишь в случае войны или иных чрезвычайных ситуаций, независимых от воли местоблюстителя. Выборы архиепископа проводятся на Чрезвычайном общем собрании, куда входят все клирики Архиепископии, а также равное число делегатов из мирян, представлявших приходы на последнем очередном собрании. Чтобы быть избранным, кандидат в архиепископы должен набрать 2/3 голосов в первом и втором турах или больше 1/2 в третьем туре.

Митрополит Эммануил (фото) вступил в должность местоблюстителя 17 января. Вначале все шло гладко. Местоблюститель и Совет приступили к организации выборов, назначенных на 30 марта, и составили список из трех кандидатов — архимандритов Симеона (Коссека), Григория (Папафомаса) и Иова (Гечи) — для передачи на рассмотрение Священного синода Константинопольского патриархата. Но затем возникли сложности.

Публикация списка затянулась. Делегация из Архиепископии срочно направилась в Константинополь. Наконец было опубликовано коммюнике по итогам заседания Совета Архиепископии, состоявшегося 6 марта, из которого изумленные прихожане узнали, что патриарх не стал утверждать список кандидатов, сославшись на «отсутствие нужного спокойствия для проведения выборов» и вместо этого обратился к Совету и общему собранию Архиепископии со следующими предложениями:

  1. Местоблюститель архиепископской кафедры «временно продолжит исполнять свои обязанности и полномочия в звании патриаршего экзарха»;

  2. Общее собрание сможет выдвинуть кандидата для поставления в викарного епископа при Галльском митрополите Эммануиле «с целью окормления религиозных и литургических нужд верующих ваших приходов с соблюдением их родного языка и родных традиций»;

  3. Предложение будет исполняться в согласии с Уставом, на котором строится существование и основной порядок деятельности Архиепископии, в постоянной связи с Вселенским патриархом и Священным синодом.

Нелегко объяснить причины такого неожиданного поворота событий и сложно предвидеть дальнейшее их развитие. Неясны цели Константинопольского патриархата, неизменно заявлявшего о своей поддержке Архиепископии и приверженности к сохранению ее уникального наследия и действительно поддерживавшего ее в течение почти ста лет порой в очень сложных обстоятельствах. Остается предположить какую-то интригу вокруг личности кандидата, которого та или иная сторона хочет видеть будущим архиепископом.

Архимандрит Симеон (Коссек) — настоятель монастыря св. Силуана вблизи города Ле Мана, ученик о. Софрония, скорее монах, чем администратор. Монастырь его перешел в Архиепископию несколько лет тому назад из Корсунской епархии Московского патриархата, где о. Симеон был епархиальным духовником.

Архимандрит Григорий (Папафомас), грек, ученый канонист, связан с Архиепископией через профессорство в Православном Свято-Сергиевском институте, где он возглавляет кафедру канонического права, но является в настоящее время клириком Элладской церкви. В прошлом он был генеральным викарием Галльской митрополии Константинопольского патриархата, но покинул место после назначения в Париж митрополита Эммануила.

Наконец, архимандрит Иов Геча, канадец украинского происхождения, владеющий языками ученый литургист, был профессором и в течение двух лет деканом Свято-Сергиевского института, но затем удалился из епархии, в которую вернулся только в конце прошлого года.

Наверное, ни один из трех кандидатов не является абсолютно убедительным для всех членов Архиепископии и, возможно, для руководства Константинопольского патриархата также. Тем не менее, список кандидатов, составленный Советом Архиепископии под председательством местоблюстителя, был отклонен патриархом не по причине недостоинства или несоответствия требованиям лиц, в нем фигурирующих, а со ссылкой на общее «отсутствие спокойствия», препятствующее продолжению выборного процесса.

В предложении, обращенном Совету и Чрезвычайному общему собранию Архиепископии, которое соберется 29-30 марта, патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркнул важность соблюдения Устава и свою личную озабоченность судьбой Архиепископии. Дело теперь за Советом и общим собранием. Им в ближайшие дни предстоит дать патриарху требуемый ответ по вопросу о соответствии выдвинутого им предложения внутреннему строю Архиепископии. От этого ответа многое будет зависеть.

На интернет-форумах и в СМИ уже раздаются голоса — порой злорадные, — предсказывающие скорый конец Архиепископии или, по крайней мере, сокращение ее внутренней автономии и упразднение особого строя («этой вольницы и демократии», свящ. Д. Агеев), основанного на постановлениях Поместного собора 1917-1918 гг. Но не следует забывать, что Архиепископия уже переживала в течение своего почти векового существования не один кризис, ставивший под сомнение ее дальнейшее существование. Каждый из этих кризисов (в 1930-31, 1945-46, 1965-66, 2003) был поводом для нового осмысления ее миссии и особого места среди западноевропейского и вселенского православия. Можно предположить — и высказать надежду, — что Чрезвычайное общее собрание выразит свою приверженность действующему Уставу и обратится к Вселенскому патриарху с просьбой продолжить выборный процесс в рамках уставных положений.


Париж

Фотографии Даниила Струве / www.exarchat.org,

drevo-info.ru, www.patriarchia.ru



Версия для печати