КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеНехороший вопрос «Дождя»

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Телеканал «Дождь» и журнал «Дилетант» нечаянно наступили на любимую мозоль державников и охранителей. «Дождь», такой вежливый, тут же извинился. Опрос на сайте телеканала «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней?» вызвал небывалый визг в Охотном ряду и среди добровольных охранителей в блогосфере. Депутаты Госдумы, уже давно сделавшие парламент не местом для дискуссий, грозно нахмурили брови: кто позволил обсуждать священные темы? Кощунство! Совсем забылись!

«Подобного рода действия всегда должны оцениваться как преступления по реабилитации нацизма», — утверждает депутат Ирина Яровая. Опрос «Дождя» она называет «циничным». Депутат Госдумы генерал армии Михаил Моисеев по поводу опроса заявил, что с фашизмом боролась вся страна и «никто не задумывался, а надо ли это было». Вице-спикер Госдумы коммунист Иван Мельников назвал опрос бессовестным и безответственным, а постановку вопроса — нарушением журналистской этики.  

Забавно, что кощунственным и провокационным они считают не вывод, который можно сделать на основании ответов, а сам вопрос. И понятно почему. Сейчас, спустя 70 лет после снятия блокады и 20 лет после краха коммунизма, многие подумают: а правильно ли было пожертвовать 800 тысячами человеческих жизней ради удержания города? Было ли это оправдано в военно-стратегическом отношении? Как это соотносится с гуманитарными представлениями? Были ли иные выходы, можно ли было сохранить людей? Нормальные вопросы для историков и тех, кто интересуется ею. Но ведь это неуважение к власти, сомнения в мудрости руководства, признание возможных военных ошибок. Крамола! А думаки реагируют на любую крамолу как гончие псы на дичь.

Реакция у бешеного принтера на все случаи жизни одна — принять новый репрессивный закон. Вице-спикер Госдумы жириновец Игорь Лебедев заявил, что ЛДПР займется разработкой законопроекта, в котором будет установлена ответственность за оскорбление и осквернение памяти событий Великой Отечественной войны. Опрос «Дождя» они рассчитывают использовать как повод для очередного наступления на свободу слова. Это так модно сегодня, и даже если законопроект не пройдет, все равно можно отметиться перед высшим руководством в зашкаливающей лояльности и абсолютно собачьей преданности.

Никто из думаков не утруждается объяснением, в чем именно состоит кощунство. Будет ли кощунственным вопрос о правильности сдачи Москвы французам в 1812 году? Будет ли кощунственным обсуждение того, как в 1917 году сдали большевикам всю Россию? А сдача Москвы Золотой Орде в 1382 году или полякам в 1611-м? Это все тоже не подлежит обсуждению? В истории много вопросов, неприятных для великодержавного сознания. Значит ли это, что все теперь должны заткнуться и молчать, опасаясь окрика охотнорядцев?

До какого идиотизма может дойти нынешний режим, я убедился несколько лет назад, когда по иску одного ветерана суд обязал меня опровергнуть утверждение, что «Советского Союза уже 18 лет как нет». Разумеется, исполнять такое решение суда было бы верхом нелепости. Но это — нелепость в представлении любого нормального человека, а депутаты Госдумы к этой категории не относятся.

Печалит в этой истории мгновенная готовность руководства телеканала «Дождь» отступить, безропотно пожертвовав свободой слова. Если СМИ будут так легко отступать даже без риска для жизни и свободы, то очень скоро их окончательно загонят в стойло, в котором они пребывали в нашей стране большую часть XX века.

Версия для печати
 



Материалы по теме

Прямая речь //
Итоги недели. Навальный против Чубайса. Разговор о пустяках // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Прямая речь //
«Дождь» — убийство телеканала в прямом эфире // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Какие мы все-таки рабы... // АЛЕКСАНДР БЕЛКИН
За что воюем? // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
О блокаде мозга // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Ленинградская блокада как божья роса // ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
В СМИ //
Мокрое дело // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН