КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииБеспроигрышная лотерея

24 СЕНТЯБРЯ 2014 г. ВЛАДИМИР НАДЕИН

ИТАР-ТАСС

На борту несчастного малазийского «Боинга», сбитого над восточной Украиной, были три гражданина Германии. Они погибли, а семьи их наняли адвоката и в ближайшие две недели намереваются предъявить иск в Европейский суд по правам человека. Об этом уже объявили главные российские информационные агентства.

Истцы потребуют по миллиону евро в качестве компенсации за материальные потери и нравственные страдания. Вместе с судебными издержками, речь может идти о четырех миллионах евро. Ответчиками будут названы Украина и лично президент страны П. Порошенко.

Нет оснований полагать, что те немцы, которые летели тем роковым рейсом, были связаны одной целью. Вряд ли их семьи настолько близки, чтобы объединиться в предстоящей долгой, изматывающей и крайне затратной судебной тяжбе. Перспективы подобных исков всегда туманны, а каждый день процесса, каждый час адвоката и его помощников, каждое письмо, им написанное или прочитанное, — это всё деньги и деньги.

Обычно инициаторами подобных схваток выступают не истцы, как правило, не подозревающие о существовании друг друга, а профессиональные юристы, разглядевшие возможность или прославиться, или заработать, или, что всего желаннее — и то, и другое. Они находят потерпевших или, как в данном случае, их семьи и предлагают льготные условия: вы, наследники, ставите свои подписи под исковым заявлением, а дальше за дело беремся мы, профессионалы. Если проиграем в суде, то вы ничего не теряете. Ну, а пышный пирог, в случае успеха, режем по-своему большими ломтями. Такая беспроигрышная лотерея.

Адвокатом по иску к Украине выступает Эльмар Гимулла (ElmarGiemulla). Он живет в Берлине, но, как многие современные эксперты, предлагает свои услуги по всему миру. Выпускник немецких (Бохум и Мюнстер) университетов, он получил также престижную лицензию штата Нью-Йорк, специализируясь в области авиационного права, а еще уже — в защите прав пассажиров при серьезных авиационных происшествиях. Одно время (1992-1998 гг.) был советником российского правительства, участвуя в реконструкции воздушного права и формировании авиационной администрации.

Агентства передают слова г-на Гимуллы, согласно которым Украина обязана была закрыть воздушное пространство, если не может гарантировать безопасность полетов. «Каждое государство несет ответственность за безопасность своего воздушного пространства. Если временно оно не может это гарантировать, оно должно закрыть воздушное пространство. Раз этого не произошло, Украина несет ответственность за ущерб».

В качестве эксперта г-н Гимулла принимал участие в делах вроде знаменитого взрыва над Локкерби, когда бомба ливийской разведки уничтожила американский лайнер над Британией, или аварии сверхзвукового Конкорда в парижском аэропорту. По своему опыту он знает, как сложно доказать в суде вину страны, в небе которой случилось происшествие, если сама страна к этому очевидно непричастна. Вполне может статься так, что и деньги, потраченные на многолетний процесс, пропадут зря, и пирог сгорит в духовке, так и не успев зарумяниться.

Впрочем. Прелести беспроигрышной лотереи проливаются порою не только на счета наследников тех, кто пострадал в катастрофах, но и на самих адвокатов. Если предположить, что есть где-то очень состоятельные люди, которые полностью разделят взгляды г-на Гимуллы и согласны бескорыстно поддержать его претензии в суде, то подгоревшему, было, пирогу вновь возвращают его аромат и аппетитность.

А такие люди есть. С полной мошной и полным единомыслием. И даже не просто единомыслием, а дословным совпадением конкретных оценок.

Вот что сказал, задолго до немецкого адвоката, министр обороны Российской Федерации, генерал армии Шойгу: «Украина несет полную ответственность за катастрофу малазийского «Боинга» на востоке страны. Катастрофа произошла в воздушном пространстве Украины, которая несет всю, полную ответственность за случившееся».

А вот как, задолго до министра обороны, высказался другой еще более состоятельный и влиятельный человек. Согласно агентству ИТАР-ТАСС, президент РФ В. Путин тоже не обнаружил почвы для сомнений: «Безусловно, государство, над территорией которого это (катастрофа Боинга — В. Н.) произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию».

Газеты «Нью-Йорк таймс», лондонская «Таймс», немецкая «Франкфурте Альгемайне», французская «Фигаро» (называю из бесконечного списка изданий только самые авторитетные) личное достояние В. Путина в зарубежных банках округленно составляет сумму от 40 миллиардов до 160 миллиардов долларов. Про Шойгу в «Нью-Йорк таймс», признаться, не читал, но отечественные источники утверждают, что и тут непосильными трудами нажито изрядно.

Это, конечно, вовсе не означает, будто сам генерал, в ослепительных погонах и с алыми лампасами, явился к берлинскому бюргеру с предложением, от которого трудно отказаться. Тем более далек я от подозрений, будто сам президент бывшей (и будущей!) сверхдержавы решил вновь попрактиковаться в любимом им немецком языке.

Но, знаете, у этой медальки есть и другая сторона. Сколь ни был бы польщен высокими визитами германский адвокат, он ни за что не согласился бы на их огласку. Ибо это означало бы скорый и бесславный конец судебной перспективы. В Европе, что у нашего президента, что у его военного министра, никаких шансов нет.

Уже на второй (а потом и третий, и четвертый) день после катастрофы в небе над Донецком все газеты вышли с портретами В. Путина на фоне черных ракет, самолетных обломков и мягких детских игрушек, испытавших свободное падение с 10-километровой высоты. Даже если предположить невероятное, будто завтра вся мировая авиационная бюрократия, известная под шифром ИКАО, вдруг сойдется на безупречной невинности Путина по поводу данного «Боинга», это все равно не поколеблет уже схватившейся, как бетон, убежденности европейцев.

Короче, в Европе ловить нечего. Но зато в России… Российское телевидение хавает всё!

Помните ли вы, как жестокие укры в Славянске, на городской площади, солнечным полднем при всем честном народе ржавыми гвоздями прибивали к доске объявлений трепещущее тельце невинного мальчугана? Помните, как, сопя и повизгивая, чуть не изнасиловали пламенную, но уж очень дородную преклонных лет тётку? А как играли в футбол отрубленными головами русскоговорящих? И ведь это все на словах, на пальцах, без красивых картинок.

А теперь представьте: Германия, Берлин, Унтер-ден-Линден, Трептов парк, панорама — вид сверху. Или: Германия, Кёльн, уходящая в небо игла Собора, хрусталь и гранит Медиа-квартала, панорама, вид слева и справа. Камера рвётся вниз, находит шикарный подъезд, бесшумный пол в красном бархате, полумрак зала, судья в парике и благообразнейший адъюнкт-профессор Гимулла по-немецки, то есть исключительно по-европейски, вполголоса, не то, что эта толстая тётка, говорит прямо в телекамеру, насколько беспросветна и необъятна вина Украины, вообще, и Петра Порошенко, в частности.

Ах, какие замечательные инвективы можно подложить в немецкие уста профессора с помощью умелого синхронного перевода! Вся Россия встанет на антихохляцкие дыбы. Пусть не каждый пермяк или псковитянин бегло шпрехает по-немецки, но имеющий уши, да услышит. А слышит он, как сквозь знакомый гестаповский (пардон!) лай пробиваются известные каждому здравомыслящему россиянину слова: Порошенко-Боинг, Боинг-Порошенко. Что ж мы, совсем без понятия?

И будет длиться это удовольствие никак не короче пары лет. И будет стоить оно никак не дороже пары миллионов евро. То есть примерно вдвое дешевле, чем получает один Соловьев. А ведь кушать хочет еще и Киселев. И даже Норкин с его футболом русскоязычными головами. И все они вспыхнут новым неугасимым вдохновением, если немножко потратиться на услужливого немецкого адвоката.

Да и траты ли это? Скорее, прибыток. Если лотерея беспроигрышная, то она, уж точно, выигрышная.


На фото: Украина. Донецкая область. 20 июля. Сотрудники ГСЧС собирают тела погибших на месте падения пассажирского самолета "Малайзийских авиалиний" Boeing 777, следовавшего по маршруту "Амстердам - Куала-Лумпур", в районе села Грабово.

Фото ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе




Версия для печати