КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииПо Сеньке шапка

Коллаж ЕЖ
Кто-нибудь удивился, что Путин руками мэрии отказал в проведении шествия 4 февраля по заявленному маршруту? Сомневаюсь. На что другое можно было рассчитывать, если оргкомитет митинга начал обсуждать «возможные варианты» еще до того, как получил от мэрии официальный отказ? Если один противник отступает, то другой наступает – это закон жанра.
Сейчас инициатива в руках оппозиции, и она определяет повестку дня. Можем выйти на скромный митинг, можем – на большое шествие. Можем потоптаться в Лужниках, а можем на Кремлевской набережной. Главное, что именно и каким тоном мы заявим. Власть будет принимать решение в зависимости от того, насколько решительно мы сами настроены. Если она видит в рядах организаторов готовность к компромиссам, то не настолько же она дурна, чтобы этим не воспользоваться! Вот и воспользовалась.
Это как в сообщающихся сосудах – чем выше уровень воды в одном, тем ниже в другом. Только в нашем случае это не сосуды, а общество и власть, и не вода, а решимость отстаивать свои интересы. Чем ниже запросы, тем скромнее результат. По Сеньке шапка! Жизнь страны – не лотерея, здесь чудес не бывает.
Вы хотите честных выборов или перемен? Если перемен, то вот вам во втором туре Зюганов вместо Путина – голосуйте, если можете. А если честных выборов, так откажитесь от участия в фальшивых. Не отказываетесь, значит, согласны с теми, которые вам устраивает власть. На кого обижаться? Принимаете навязанный выбор в неудобной позе – получите мерзкий результат. Не принимаете – есть шанс на победу. Да, гарантий нет, но шанс есть.
Почему оппозиция снижает требования в тот момент, когда у нее на руках почти все преимущества? Интересный вопрос. Может быть, ответ стоит поискать в составе оргкомитета, в который среди прочих входят действующие депутаты Госдумы, бывший кагебешник, коммунисты и националисты – люди либо занимающие и сегодня недурное положение в структурах власти, либо никогда не проявлявшие искреннего интереса к институтам демократии. Они заинтересованы не в изменении системы, а в смене лидеров, в доступе к власти. Зачем им поддерживать кардинальные демократические преобразования? Однако они влияют на принятие решений относительно шествия 4 февраля.
Сейчас реакция общества на отказ мэрии вполне однозначна – идти по намеченному маршруту. Игнорировать позицию властей. Более 70% опрошенных «Эхом Москвы» слушателей высказались в пользу такого решения. Похоже, к тому же склоняется и оргкомитет. И это правильно – в противном случае оргкомитет пошел бы по Фрунзенской набережной в Лужники, а основная часть демонстрантов по Садовому кольцу или Якиманке.
Компромиссы уместны на переговорах, при подписании мирных соглашений. Сейчас мы в состоянии конфронтации с властью. Она сама так себя поставила. Мы не просим от нее уступок, а требуем достойного поведения, соблюдения законов и Конституции. Проще говоря, мы рассчитываем, что нынешнее политическое руководство освободит нашу страну от своего присутствия. Для этого нам нужны честные выборы. И здесь нам нечего уступать. Любое смягчение наших позиций власть воспринимает как слабость и сигнал к контрнаступлению. Какой смысл провоцировать ее на это?
Неслучайно власть, торгуясь по поводу маршрута, заговорила многозначительно о безопасности. Центр «Э» намекает на связи между терроризмом и несанкционированными акциями. Они смотрят на нашу реакцию, и если мы испугаемся провокаций, то провокации непременно будут. Чего боишься, то и получаешь. Это неизбежно. Единственный практический выход – не бояться и не уступать. 

 

P.S. События обгоняют комментаторов. Мэрия сдалась и согласовала маршрут по Якиманке. И потребовалось-то для этого всего несколько публичных выступлений членов оргкомитета с угрозами пройти маршрут без согласования, да гневная реакция участников протеста. Власти немедленно дали задний ход. Там где мы наступаем, они отступают!

 

Коллаж ЕЖ

 

 

Версия для печати