КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииКогда в кране кончается вода

4 ФЕВРАЛЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Архив ЕЖ

Мне на днях позвонил приятель из Америки. "Слушай, - говорит, - а чего это у вас еврейская тема стала такая популярная? Неужели дела в стране совсем плохи?" Между прочим, не праздный вопрос. И давным-давно устоявшееся представление о том, что в очереди на роль виноватых во всех бедах на первом месте всегда стоят евреи, ведь не на пустом месте родилось. Да и к тому же любой инцидент с евреями, даже на первый взгляд самый незначительный, как правило, вырастает до вселенской проблемы. Потому что на самом деле он ею и является. В последние дни очень часто приходилось слышать: а чего это мы тут столько говорим об антисемитизме, а о русофобии помалкиваем? Как будто русские люди меньше пострадали… – ну и так далее. Уж я не знаю, кто там больше пострадал, я только знаю, что когда сегодня у евреев в какой-нибудь цивилизованной стране возникают проблемы, в этой стране немедленно бьют тревогу и предпринимают необходимые шаги. Не потому, что люди там любят евреев (их мало где любят), а потому, что точно известно: проблемы у евреев – верный симптом тяжелого недуга, грозящего поразить общество в целом. Но это там, где власть и народ пришли к однозначному выводу: еврейские погромы нам не нужны. Вот тысячу лет были нужны, а теперь – нет, и мы впредь попытаемся без них обходиться.

Вообще еврейский вопрос – единственный в своем роде. Как только звучит соответствующий клич, под знамена борьбы с сионизмом немедленно сбегаются люди разных национальностей, вероисповеданий, жизненных принципов и моральных устоев. Не существует в мире другого раздражителя такой же силы. Еще пару недель назад казалось, что еврейская проблема для России не актуальна. Вот монетизация льгот – да, захват ЮКОСа -– да, отмена отсрочек по призыву – тоже да, а это – нет. И вдруг 20 депутатов пишут антисемитское письмо, относят его в Генпрокуратуру, забирают его из Генпрокуратуры, начинается скандал, все его комментируют, Российский еврейский конгресс грозит фашистам судом, Путин в Польше признается, что ему стыдно, и пошло-поехало. Из Думы звучит надрывный голос певца Розенбаума: страсти искусственно разжигаются. Кто виноват? Ясное дело – журналисты. Муссируют, собаки, скандальные подробности, нервируют публику. Так этого мало – додумались впутать в эту историю власть. Существует аж две версии участия Кремля в антисемитском шабаше. По одной, власть вынесла на повестку дня еврейский вопрос по тому самому первородному основанию - чтобы отвлечь народ от более насущных проблем: монетизации, низких пенсий и пр. Другая версия более изощренная: Кремль все это устроил, чтобы сначала напугать прогрессивное человечество угрозой фашизма в России, а потом предстать в качестве единственной силы, способной с этой угрозой справиться.

Теперь у меня вопрос: российской власти нужны еврейские погромы? Любой здравомыслящий человек ответит: не нужны ни в коем случае. Безусловно, соглашусь. Более того, посмею предположить, что наша власть вообще никакого отношения ко всей этой истории с письмом убогих защитников России не имеет. В этом, к сожалению, и таится самая большая опасность. Потому что инициация процесса подразумевает дальнейший над ним контроль.

За те несколько дней, что еврейский вопрос в России стал актуальным, нагулял вес, занял важное место в новостных программах и на первых полосах газет, стали известны некоторые детали. Например, что в сегодняшней России очень много антисемитов. Вы скажете: тоже мне новость. А раньше, скажете вы, мы этого не знали? Вроде как знали, конечно. Но конкретные цифры – это уже совсем другое дело. После опроса на «Эхе Москвы» выясняется, что треть аудитории (аудитории, прямо скажем, особой) этой радиостанции считает, что присутствие евреев в российской власти должно быть законодательно ограничено, а большинство зрителей программы «К барьеру» на НТВ голосует за фашиста Альберта Макашова. То есть популярная в высоких чиновных кабинетах мысль о том, что народец у нас так себе и что нет для него ничего лучше крепкой руки, находит зримое подтверждение. Беда только в том, что сама власть совершенно не готова к такому развитию событий. Потому что она не имеет, во-первых, никакой твердой руки, а во-вторых – ясного представления, что со всем этим делать. Более того, появляется опасность, что сейчас найдутся сто советчиков, которые начнут нашептывать Владимиру Путину о важности еврейского вопроса, о том, что нельзя не учитывать мнения существенной части российского общества, и так далее. И вот уже непонятно, что делать с одним из инициаторов провокационного письма депутатом Крутовым – сажать в тюрьму или выказать благоволение. Пока вроде ему дали по рукам. Но ведь не известно, что будет завтра. Искушение списать отсутствие воды на тех, кто ее выпил, в этих условиях очень велико: раз уж все равно так сложилось.

Словом, уж лучше бы Кремль контролировал процесс. Потому что иначе он будет развиваться только в одном направлении. И все мы точно знаем, в каком. У нас есть опыт.
Версия для печати