КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеВыбор десятилетия

29 НОЯБРЯ 2012 г. МАКСИМ БЛАНТ

ИТАР-ТАСС


Главный вопрос, занимающий сегодня практически всех, кто имеет хоть какое-то отношение к экономике — чем закончатся переговоры в Конгрессе президента США с республиканцами по вопросу «фискального обрыва», на краю которого балансирует американская экономика.

Суть проблемы проста: четыре года назад, после череды биржевых крахов, ставших кульминацией финансового кризиса, в США (равно как и в других странах) были предприняты беспрецедентные меры, направленные на поддержку и восстановление экономики. Даже если не считать не имевшей аналогов политики «нулевых ставок» и регулярных впрыскиваний в финансовую систему США силами ФРС сотен миллиардов долларов в рамках программ «количественного смягчения», меры стимулирования обошлись федеральному бюджету в триллионы долларов. Эти триллионы стали частью государственного долга, размеры которого выросли до угрожающих размеров.

Четыре года назад, когда Барак Обама готовился к своей первой инаугурации и началу воплощения в жизнь грандиозного «плана Обамы», никто не мог даже предположить, что срок действия экстраординарных мер стимулирования продлится так долго, а эффект будет столь скромным. Многим тогда думалось, что за год, от силы – два, можно будет подлатать финансовую систему, накачать ее свежими деньгами, запустить самоподдерживающийся механизм экономического роста, плавно выйти из режима экстренного финансирования и зажить, как до кризиса. Уже в середине 2009 года началось обсуждение «стратегии выхода» из режима экстренного финансирования, реализация которой должна была начаться никак не позже 2010 года.

Так или иначе, срок действия стимулирующих программ истекает в этом году, и уже в январе лишенная государственных «костылей» американская экономика рискует рухнуть в «фискальную пропасть», утащив весь остальной мир в глобальную рецессию. Собственно, о том, как этого не допустить, и переговаривается Обама с республиканцами. Стороны ищут компромисс между двумя крайностями – «прыжком» в пропасть и автоматическим продлением на неопределенный срок всех действующих мер.

Эти крайние варианты проанализировало бюджетное управление Конгресса США, составив на их основе два альтернативных сценария. «Прыжок в пропасть» приведет к резкому падению американской экономики в первой половине 2013 года, росту уровня безработицы. Но восстановление начнется уже во второй половине следующего года и в целом за год экономика потеряет лишь 0,5% ВВП. Зато потом, благодаря оздоровлению американских госфинансов, начнется период быстрого восстановления. В 2014-17 годах американская экономика будет расти в среднем по 4,3% в год. Дефицит бюджета сохранится, но к 2018 году он снизится до 0,4% ВВП, а к 2022 году лишь немного вырастет – до 0,9% ВВП. В результате роста экономики и низкого уровня бюджетного дефицита к 2022 году уровень госдолга заметно снизится. Безработица, достигнув в следующем году 9%, уменьшится до 8,4% в конце 2014 года, а к 2017 году – до 5,7%.

Что же до сохранения нынешних программ и стимулов, оно чревато «потерянным десятилетием» – аналогом японской стагнации, быстрым наращиванием госдолга и полномасштабным бюджетным кризисом в 2022 году, когда этот долг станет невозможно обслуживать.

Фактически бюджетное управление Конгресса противопоставляет «шоковую терапию» с надеждой на последующее выздоровление десятилетней агонии. К сожалению, «дно» фискального обрыва может оказаться значительно глубже, чем думают писавшие сценарий аналитики. По оценкам экономистов банка Credit Suisse, падение ВВП в следующем году в случае сворачивания бюджетных программ и налоговых послаблений может оказаться не 05% ВВП, а 5,1%. К схожим выводам пришли и многие другие независимые экономисты. Кроме того, как наглядно демонстрирует греческий опыт, попытка резкого оздоровления государственных финансов за счет сокращения госрасходов и повышения налогов, далеко не всегда ведет к экономическому росту.

Правда, и наращивать до бесконечности госдолг тоже не получится. Если в чем-то эксперты бюджетного управления Конгресса и правы, так это в неизбежности долгового кризиса, который может разразиться гораздо раньше 2022 года.

Так что теперь Обама и республиканцы ищут «золотую середину» между плохим и очень плохим сценариями, пытаясь сократить расходы и увеличить доходы бюджета таким образом, чтобы в минимальной степени повредить экономике. Задача непростая, особенно если учесть, что республиканцы и демократы предлагают ровно противоположные методы решения проблемы, а времени на переговоры осталось совсем мало. На кону же стоит состояние и вектор развития всей мировой экономики как минимум в ближайшее десятилетие.

Фотография EPA/ИТАР-ТАСС/JUSTIN LANE/Нью-Йорк


Версия для печати