КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеО болельщицком эгоизме

12 ФЕВРАЛЯ 2013 г. АНТОН ОРЕХЪ

ИТАР-ТАСС


По случаю символической отметки — год до старта Олимпиады в Сочи — предсказуемо поднялась дискуссия: сколько это стоит, как украли миллиарды, зачем вынимать из кармана каждого взрослого россиянина по 500 долларов, чтобы удовлетворить амбиции Путина.

Знаете, когда до Олимпиады остается уже даже меньше года, бессмысленно рассуждать о том, нужна она или не нужна, на что следовало тратить эти деньги и кто их украл. Этот фарш надо было проворачивать назад в тот момент, когда Россия только подавала заявку. А начинать контролировать в тот момент, когда забили первую сваю и стали сносить первые домики самостроя в Имеретинской долине. Но поскольку общественный контроль в нашей стране неэффективен, гражданское общество зачаточно, воровство всеобъемлюще, а коррупция составляет смысл жизни руководящих органов всех уровней — то столь же бессмысленно рассуждать о том, как на эти деньги можно было построить в каждом из 1100 крупных городов страны стадионы и бассейны.

Никто и никогда не стал бы строить эти бассейны! А даже если бы стал, то воровство было бы в точно таких же масштабах — просто не в виде сочинского концентрата, а равномерно распределено по 1100 точкам на карте. Или же вместо Сочи придумали бы другой проект. Неужели мало примеров? Саммит АТЭС чем плох? А все эти аферы с «Транснефтью»? А Южные и Северные потоки? А будущий чемпионат мира по футболу? Так что проблема не в Олимпиаде как таковой, а в системе, которая изначально нацелена на воровство при осуществлении любого проекта! Любого — бесполезного на чей-то взгляд (как Сочи) или очень полезного (вроде строительства дорог). Система, создающая все условия для воровства и не создающая никаких условий для его предотвращения.

Однако текст мой про болельщицкий эгоизм. И именно он в итоге определит отношение к сочинской Олимпиаде. Психология нашего человека, увы, такова, что вот это изымание 500 долларов из его кармана на Олимпиаду он никак с собой не ассоциирует. Вообще никак. Где-то в Сочи потратили какие-то абстрактные полтора триллиона — ну и что? Обыватель относится к этому равнодушно, потому что привык, что у нас все и везде так, и сам он на своем рабочем месте не прочь что-нибудь спереть, что плохо лежит. Абстрактные цифры непонятны. Если вы живете непосредственно на стройках в Сочи — еще туда-сюда, а если нет — то вас это особо не колышет. Люди реагируют только на очевидные, наглядные либо касающиеся их напрямую вещи.

Вот скажите мне, кто сейчас помнит, сколько потратили на московскую Олимпиаду в 1980-м? А кто тогда об этом думал? А ведь потратили немало! Говорят, что те Игры наряду с Афганистаном и непрерывной погоней за Америкой в гонке вооружений и доконали СССР. Но народу предъявили «праздник спорта», финскую колбасу и сок с трубочками, улетающего Мишку и — самое главное! — 80 золотых медалей! Полный триумф советского спорта. Ну и что, что американцы не приехали? Им же хуже! А вот мы своего не упустили — и 80 золотых наград предъявлены народу. Всё! Больше ничего и не надо!

И я вас уверяю, что сейчас будет то же самое. Обывательской массе, которая усядется к экранам и которую две недели подряд будут потчевать только Олимпиадой, не будет никакого дела до полутора триллионов вообще и 500 долларов в частности, которые вынули из их абстрактного кармана. Но обыватели будут смотреть на лыжников, хоккеистов, фигуристов и ждать побед. Если победы будут, то народ скажет: да и черт с ними, с этим деньгами — зато выиграли! Ну и пускай истратили до хрена — зато видно, на что. Если в других местах кучи денег пустили по ветру и зарыли в землю, то тут ими оплатили наш триумф, который видел весь мир.

Но все изменится, если наша сборная на домашней олимпиаде не достигнет никаких особенных высот! Это будет обидно и чрезвычайно наглядно. И вот тогда-то граждане-болельщики и возопят: и вот на это мы потратили полтора триллиона?!!! И вот за это мы заплатили по 500 баксов каждый?!!! Эти жулики все разворовали, природу угробили, город изнасиловали, а мы — в ж*пе!!!

Потому что поражение — наглядно. Потому что в отличие от полутора триллионов рублей поражение можно «пощупать». Это твои личные надежды, которые не оправдались. Это золотые медали, которые мы «должны» были выиграть, но не выиграли. И именно в этом смысле задержки со строительством объектов губительны для властей. Нет, в итоге все, конечно, построят. Но изначально замысел был в том, чтобы сделать это за пару лет до старта. В нашем зимнем спорте ситуация не ахти. И шансов выиграть в медальном зачете Игры у нас немного. Точнее, их просто нет. Единственной возможностью было построить объекты заранее и целенаправленно на них готовиться.

Ведь специфика состязаний в этой климатической зоне, при этом рельефе и на этой высоте такова, что с ходу к ней приспособиться непросто. И соревнования выявят не лучших в мире вообще, а тех, кто лучше справится с этими конкретными условиями. И если тренироваться в Сочи два года кряду, то можно набазуриться быть лучшими именно на этих трассах и в этих условиях. Это и есть то, что в спорте называют преимуществом своего поля и родными стенами, которые «помогают». А сейчас этого преимущества у нас не будет. Всё сделают впритык, и все будут в равных условиях. С точки зрения справедливости — это хорошо. А вот с точки зрения обеспечения патриотической победной выгоды — это очень скверно. И я вас уверяю: спортивный провал в Сочи может нанести тяжелейший удар по власти. Это будет куда сильнее, чем все украденные миллиарды.

Фото:IVAN SEKRETAREV/POOL / EPA/ИТАР-ТАСС

Версия для печати