КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеКасьянов! На выход с вещами!

13 ИЮЛЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Коллаж ЕЖ
Нехитрая трехходовка (ФСБ – Хинштейн – Генпрокуратура) закончилась возбуждением уголовного дела. Пока, правда, не против главного фигуранта дачной истории, бывшего руководителя российского правительства Михаила Касьянова. Пока только против вполне второстепенного персонажа – гендиректора некоей компании «ВПК – Инвест» г-на Гайсина, чья фирма от имени государства и продала семейству Касьяновых тот самый пресловутый участок на берегу Москвы-реки. Якобы по заведомо заниженной цене. Тем не менее всем очевидно: удар нанесен именно по экс-премьеру. Об этом, например, свидетельствует и стилистика наезда: информацию о возбуждении дела против Касьянова Генпрокуратура не опровергала больше суток, в течение которых история с дачой «Сосновка-3» стала важнейшей темой сообщений информационных агентств и центральных СМИ. Так что теперь заявление по поводу Гайсина выглядит уже не как опровержение, а скорее как уточнение. То есть ясно: это – предварительный этап, дайте срок, дойдет дело и до более именитых фигурантов. Важно отметить и то, что скандал вокруг Михаила Касьянова начался в момент, когда самого бывшего премьера нет в России. Другими словами, ему дают понять: вообще-то, дружище, тебе пока лучше покантоваться где-нибудь там под пальмами. Недолго. Ну, чтоб у нас отпали подозрения в наличии у тебя, сам понимаешь, каких амбиций. Годика до 2008-го. А там хоть всю Москву-реку приватизируй и перегороди к чертовой матери – наши дачи выше по течению. Так, сегодня перед Михаилом Касьяновым стоит непростой вопрос: а действительно, стоит ли возвращаться в Россию?

Я уже однажды писал, что политическое выступление бывшего первого человека в российском правительстве, критика путинского режима из его уст – это такая форма страхования жизни. А вернее – свободы. Ну, чтобы любой наезд выглядел как сведение политических счетов, как проявление конкурентной борьбы. То есть Михаил Касьянов был уверен, что за ним все равно придут, вне зависимости от наличия или отсутствия у него каких-либо политических амбиций. На вопрос "а почему, собственно" есть очевидный ответ: просто время пришло.

Вне всякого сомнения, тема окончательного и бесповоротного развенчания предыдущего царствования, полного разрыва с «олигархическим» прошлым станет доминирующей в очередной президентской избирательной кампании. Причем совершенно неважно, будет ли это кампания самого Владимира Путина или его преемника. Михаил Касьянов – один из важнейших элементов структуры, по которой будет нанесен главный удар. Структура эта называется «семья». Однако важно понимать, что Михаил Михайлович хоть и важный элемент этой структуры, но все же не основной. То есть охота будет вестись за дичью гораздо более крупной и ценной. Пока сложно предсказать, будет ли получена санкция на атаку самого Бориса Ельцина, но то, что гонениям подвергнутся люди из его ближайшего окружения, не вызывает ни малейшего сомнения. Именно они окажутся виноваты в экономическом застое, в невозможности удвоить ВВП к 2010 году, в создании в России олигархической формы правления, в разжигании войны на Северном Кавказе и, как следствие, в разгуле терроризма на территории нашей страны. То есть, что называется, во всех смертных грехах. (Обоснованность подобных обвинений – тема отдельная.) Так что история с дачей Касьянова – это, скорее всего, просто первый акт большой пьесы, этакий разогрев толпы в ожидании начала основного действа и появления на сцене главных персонажей.

В этих условиях трудно представить себе человека, который возьмется советовать Михаилу Касьянову, возвращаться или не возвращаться на родину. Надо понимать: началась большая серьезная игра. В ней экс-премьеру отвели важное место. Несомненно, в Кремле есть люди, которые по-разному оценивают перспективы такого сценария. Следовательно, одни будут рекомендовать Касьянову затеряться на бескрайних просторах средней Англии, а другие – немедленно ехать в Москву. Нельзя верить ни тем, ни другим. Уж какой влиятельный человек был Александр Волошин. И каких только гарантий он не давал Михаилу Ходорковскому! И чем все закончилось?
Версия для печати