НОВОСТИ

Особенности скорби

11 ДЕКАБРЯ 2010 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

11 декабря на Манежной площади в Москве прошел митинг памяти видного футбольного болельщика Егора Свиридова, убитого в драке 6 декабря. В убийстве подозревают выходца из Кабардино-Балкарии Аслана Черкесова, в причастности к драке — еще нескольких выходцев с Северного Кавказа. По оценке пресс-секретаря столичного ГУВД Виктора Бирюкова, в митинге приняли участие около пяти тысяч человек, в то время как другие источники говорят о нескольких десятках тысяч — телеканал «Россия 24» сообщил о 50 тысяч. Митинг не был санкционирован городскими властями. Помимо футбольных фанатов, на нем присутствовали и представители националистических организаций (в частности, там присутствовали лидер «Славянского союза» Дмитрий Демушкин, который и ранее предлагал болельщикам помощь в организации мероприятий, и организатор «Русских маршей» Владимир Тор). Звучали националистические лозунги, участники митинга вскидывали руки в нацистском приветствии. Столкновения начались с того, что фанаты (или те, кому, по словам Демушкина, наплевать на футбол) напали на группу кавказцев, их избили на самой площади, затем возле скорой помощи, куда их донесли медики, а после проткнули ножами все колеса кареты скорой помощи. У ОМОНа участники митинга требовали выдать им кавказцев, те отказались и пытались сдерживать нападавших, тогда раздались крики «Так они против нас!». Фотокорреспондент Liberty.Ru Эмин Калантаров рассказал в эфире телеканала «Дождь», что на трех омоновцев, защищавших кавказцев, бежала толпа из 500 человек. Участники митинга пытались перекрыть Моховую, после чего произошли жестокие столкновения с ОМОНом, в милиционеров бросали, в частности, украшения с новогодней елки и ледышки, взрывали петарды. ОМОН применял дубинки и слезоточивый газ. Продолжили избивать кавказцев и выходцев из Средней Азии: Газета.Ру сообщает, что прыгали по головам и сбрасывали с парапета под крики «Прикончить его!». Госпитализированые более 30 человек. Демушкин сообщил, что на его глазах омоновцу пробили урной шлем, и его увезли на «скорой». К митингующим вышел глава московского УВД Владимир Колокольцев. От него потребовали освободить задержанных (как сообщает Газета.Ру, с Манежной в милицейских автобусах увезли не менее 30 человек), на что он не отреагировал, но пообещал расследовать убийство Свиридова и наказать тех, кто отпустил участников драки 6 декабря.  По некоторым данным, все участники драки, напавшие на Свиридова и его товарищей, были отпущены, кроме Черкесова. Позднее, уже после начала волнений в среде болельщиков и националистов, несколько подозреваемых в причастности к драке были задержаны.

После этого митингующие (по-видимому, охваченные истинной благородной скорбью) переместились в метро, где избили несколько человек неславянской внешности (в частности, выходцев из Средней Азии — оно и понятно: выбирают тех, кто скорее всего не даст отпор). Избиения произошли на станции «Охотный ряд», там же были разбиты все плафоны на эскалаторе и стекла в поездах. В блоге «Новой газеты» приводятся слова фотокорреспондента Анны Артемьевой, которая видела, что ОМОН запускал по 500 человек в метро, а на самой станции в течение примерно пятнадцати минут омоновцев не было, и толпа с криками «Убивать!» встречала поезда, вытаскивала из вагонов кавказцев и избивала, а милиция вмешиваться не решалась, ограничиваясь увещеваниями. Блоггер и фотограф Илья Варламов рассказывал об узбеке, которого раздели до трусов и избили. Варламов же, кстати, отмечает, что власть, которая знала о подготовке митинга за три дня до случившегося, не обеспечила безопасность людей: на Манежной продавали стеклянные бутылки, а в метро не оказалось милиции (он напоминает, что на акции по 31-м числам, где собираются гораздо меньше людей, причем мирных, свозят огромное число милиционеров и омоновцев; об этом же в эфире телеканала «Дождь» говорила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева). При этом вокруг Кремля было выставлено много охраны. Корреспондент «Ежедневного журнала» видел кровь на полу в вестибюле станции «Библиотека имени Ленина». На переход были закрыты станции Арбатско-Покровской линии в центре города, движение там было приостановлено. Задержаны 65 человек. В блогах сообщают, что среди участников митинга есть как минимум один убитый. Источник РИА «Новости» в правоохранительных органах подтвердил, что один из пострадавших скончался. Бирюков, однако, продолжает опровергать сообщения об убитых. Впрочем, он и происходившее в метро назвал небольшими стычками между ОМОНом и участниками акции на Манежной.

РИА «Новости» приводит слова неназванного представителя правоохранительных органов, который утверждает, что беспорядки были спровоцированы членами националистических группировок. Между тем перед началом митинга представители организаций болельщиков (в частности, движения болельщиков клуба «Спартак» «Фратрия», к которому принадлежал и Свиридов) заявляли, что не имеют отношения к акции на Манежной площади. И ранее организации болельщиков заявляли, что требуют только объективного расследования убийства и призывают не совершать противоправных действий. Демушкин отверг обвинения в провокациях со стороны националистических движений, объяснив, что среди фанатов много людей, которые разделяют их идеи.

Необыкновенную осведомленность проявил министр внутренних дел Рашид Нургалиев, который обвинил в причастности к беспорядкам представителей леворадикальных группировок. Напомним, националисты вообще-то называются не левыми, а правыми радикалами.

Следует напомнить, что 7 декабря друзья Свиридова и их единомышленники, возмущенные тем, что представители следственного управления не стали с ними разговаривать, устроили шествие по Ленинградскому проспекту с националистическими лозунгами. В тот раз никого не избивали, «Интерфакс» сообщал о крушении палаток, но Бирюков заявил, что по ходу их движения была только одна палатка с разбитыми стеклами и нельзя установить, били стекла тогда или раньше. ОМОН практически не вмешивался, никто не был задержан, позднее лидеров шествия убедили разойтись. Утром 11 декабря около шести тысяч человек собрались на месте гибели Свиридова на Кронштадтском бульваре, но там, как сообщил телеканал «Россия 24», все было тихо (Демушкин, кстати, был и там, но вся акция прошла без националистических лозунгов). В эфире телеканала «Дождь» режиссер Павел Бардин, создатель фильма «Россия-88», рассказал, что еще 10 декабря на сайтах националистических организаций обсуждались планы по избиению кавказцев, в том числе на Кронштадтском бульваре.

Аналогичное акции на Манежной мероприятие прошло и в Санкт-Петербурге. Это тоже была несанкционированная акция, но милиция поначалу не вмешивалась. Собравшимся на Пионерской площади не разрешали пройти шествием, но те не послушались и добрались от Загородного проспекта до Невского. Омоновцы время от времени пресекали их движение, около 80 человек были задержаны. Кавказцев, попадавшихся участникам шествия по дороге, избивали, в милиционеров швыряли кусками льда.

Все задержанные в Москве после бесчинств на Манежной были отпущены из отделений милиции после проведения бесед и составления протоколов. Представитель ГУВД, на которого ссылается РИА «Новости», сообщил, что некоторые из них будут обязаны явиться в милицию для продолжения разбирательства. Вроде как даже устанавливаются личности зачинщиков, анализируются записи видеокамер.

Подчеркнем: на Манежной и в метро происходило самое натуральное жестокое избиение людей. Если друзья убитого Егора Свиридова законно возмущены тем, что всех участников драки 6 декабря, кроме одного, были отпущены, то почему нас должно устроить, что те, кто избивал в кровь, топтал ногами и сбрасывал с парапета невинных людей, тоже (по крайней мере, пока) отделались беседами и протоколами?

Но главное, что президент Дмитрий Медведев действия милиции одобрил. Ничего, что на «Охотном ряду» в течение пятнадцати минут безнаказанно выхватывали людей из вагонов и избивали, ничего, что охраны на Манежной было явно недостаточно, хотя власти прекрасно знали о готовящемся мероприятии, ничего, что в центре Москвы выкрикивали лозунги, за которые при прочих равных по действующему законодательству полагаются как минимум штрафы. Президент поручил Нургалиеву, который публично обвинил в провокациях леворадикальную молодежь, и в дальнейшем предпринимать все необходимые меры по охране общественного порядка. Спасибо, теперь мы можем спать и ходить по улицам спокойно. Митинги леворадикалов, может быть, будут винтить жестче, зато побьют десять-двадцать кавказцев или выходцев из Средней Азии на глазах у всего города — и ничего, милиция все делает правильно. Отдельно жаль тех омоновцев, которые в явном меньшинстве действительно защищали и отбивали кавказцев от озверевшей толпы. Они оказываются заложниками «правильных» действий своего компетентного начальства.

Версия для печати