НОВОСТИ

Жалко судью

21 ФЕВРАЛЯ 2011 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

Михаил Ходорковский дал интервью журналу «Коммерсантъ-Власть», в котором заявил, что приговор ему и Платону Лебедеву, «без всяких сомнений», писал не судья Данилкин, таким образом выразив согласие с пресс-атташе Хамовнического суда Натальей Васильевой. Впрочем, предположения о том, что судья не является автором текста приговора, адвокаты Ходорковского и Лебедева высказывали и ранее.

Ходорковский признался, что ему жалко Данилкина: по его мнению, судья «в общем, неплохой человек, в меру совестливый, в меру профессионал», которого «сломали, и сломали жестоко».

По мнению Ходорковского, приговор «писали несколько человек, не присутствовавшие в процессе. Причем общий текст либо не редактировался, либо редактор не юрист. Это доказуемо, и доказательства могут стать основанием для уголовного дела против фактических авторов приговора». Но такое уголовное дело, по его словам, «может быть расследовано только под эффективным президентским контролем».

Ходорковского спросили о том, кого он внес бы в список людей, причастных к процессу над ним, которых не следовало бы пускать в страны Евросоюза (идея составить такой список звучала на заседании Европарламента перед принятием резолюции о ситуации с правосудием в России, однако в окончательный текст не попала). Предприниматель ответил, что он не беспристрастен и не может этого решать, но знает, что никогда не простит следователям Салавату Каримову и Татьяне Русановой «участия в пытках» Василия Алексаняна, а также он «очень хочет знать, кто персонально принял решение отправить в тюрьму» Светлану Бахмину и «кто искалечил» бывшего гендиректора ООО «Фаргол», дочерней структуры ЮКОСа, Антонио Вальдеса-Гарсию. Вальдес-Гарсия рассказывал, что следователи избивали его, пытаясь добиться самооговора и показаний против Ходорковского, а по официальной версии, он якобы сам выпал из окна.

Политическую же ответственность за процессы по делу ЮКОСа, по мнению Ходорковского, «изначально несет Путин».

Отвечая на вопрос, почему Ходорковский в Хамовническом суде защищал себя, а на премьер-министра Владимира Путина за высказывания о его причастности к убийствам подавать в суд не собирается, предприниматель ответил, что в Хамовническом суде он «боролся с безумным обвинением в хищении всей добытой нефти» «с помощью бесспорных, неопровержимых документов», многие из которых суд «принял и признал», только в приговор это не попало, а что касается Путина, то, по его мнению, «есть на все готовые суды и сфабрикованные судебные акты», «есть «мнение» Путина о моей причастности», и «даже нет необходимости что-то еще фабриковать». Обвинения в причастности к убийствам Ходорковский опроверг.

Ходорковский признался, что и к президенту Дмитрию Медведеву он старается относиться «с пониманием и иногда даже с симпатией», но что сделать Медведев мог больше. Медведев, по его мнению, «это шанс выйти на траекторию нормального развития».

Версия для печати