КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахМонополька с ГАКом

12 ФЕВРАЛЯ 2005 г. МАКСИМ БЛАНТ
pressa.irk.ru

В стране с холодным климатом и пьющим населением спирт и водка – ресурсы стратегические. Стоит ли удивляться тому, что идея алкогольной монополии постоянно будоражит умы российских чиновников самого высокого ранга. Вот министр сельского хозяйства Алексей Гордеев решил, очевидно, что время пришло, и написал вице-премьеру Александру Жукову письмо с предложением создать Государственную акционерную компанию и предоставить ей монопольное право на "закупку спирта у производителей, его хранение и продажу потребителям". Кроме того, Минсельхозпрод предлагает, чтобы все акцизы, которые сегодня платят как спиртовые, так и ликеро-водочные заводы, платили только производители спирта. По мнению министра, эти меры позволят не только в полтора раза увеличить налоговые поступления в бюджет, но и легализовать весь "теневой" рынок.

Тут самое время мысленно вспомнить июль 1998 года. Тогда, незадолго до дефолта, президент Ельцин подписал указ о создании Федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртопром", которое должно было получить все госпакеты акций спиртовых и ликеро-водочных заводов и стать монополистом российского алкогольного рынка. Мотивы были все те же: борьба за собираемость налогов и против теневого рынка. Никто никаких госпакетов, принадлежавших тогда в основном региональным властям, в "Росспиртопром", понятное дело, не понес: в то время (особенно после дефолта) на местах к президентским указам относились без должного пиетета. Идею, впрочем, не забыли. Уже весной 2000 года постановлением правительства, на котором красовалась одна из первых виз второго всенародно избранного президента Владимира Путина, "Росспиртопром" был реанимирован. Первым выбросил белый флаг мудрый столичный мэр Юрий Лужков, передавший в монополию 51% акций московского завода "Кристалл". За ним потянулись и остальные. Всего на настоящий момент ФГУП "Росспиртопром" (его, к слову сказать, курирует все тот же Минсельхозпрод) владеет крупными пакетами акций более 200 спиртовых и ликеро-водочных заводов. Впрочем, нельзя утверждать, что конкурентов у этого госпредприятия нет совсем. Интересно другое: с момента создания компании ее налоговая задолженность постоянно росла, так что о собираемости налогов говорить не приходится. Но и это еще не все. Самое интересное заключается в том, что ФГУП "Росспиртопром" значится в списке предприятий, которые должны быть приватизированы в нынешнем году.

Эта история снимает сразу целый ряд вопросов, возникающих в связи со свежей инициативой министра сельского хозяйства. Например, вопрос о целях создания государственного предприятия в форме акционерного общества. Ведь единственная его функция будет заключаться в том, чтобы получать деньги с производителей водки и отдавать их часть (какую именно – тоже, конечно, будет определять монополист) производителям спирта. Понятно же, что спирт как поставлялся напрямую со спиртовых заводов на ликеро-водочные, так и будет поставляться. Вероятно, форма собственности выбрана для того, чтобы не возиться потом с акционированием при приватизации, как это приходится делать с "Росспиртопромом". С акцизом тоже все более или менее ясно. Если перенести всю тяжесть на производителей спирта, контролировать его уплату сможет все тот же ГАК. Проблема лишь в том, что сейчас, когда основное налоговое бремя приходится на ликеро-водочные заводы, "паленую" водку делают в том числе из вполне легального качественного спирта, а после реализации идей Алексея Гордеева подделывать начнут сам спирт. А это уже угроза здоровью нации.
Версия для печати