НОВОСТИ

10 ИЮЛЯ 2007 г.
На практике бюджетное финансирование затрагивает крайне ограниченное число православных храмов. Прежде всего речь идет об объектах, которые относятся к числу уникальных историко- архитектурных памятников. Так, во Владимирской епархии в этом году выделена определённая сумма на реставрацию храма Покрова-на-Нерли и Успенского собора (фрески Андрея Рублева) во Владимире. Эти шедевры белокаменного зодчества ХII столетия находятся на учете в ЮНЕСКО и не обновлялись с 70-х годов прошлого века. Трудно сказать, является ли удовлетворительной смета расходов на реставрацию, но сам факт внимания к этим религиозным и историческим святыням, безусловно, отраден.

Что же касается общей ситуации с «бюджетным финансированием», то суммы, выделенные на все храмы России, просто смехотворно малы. 44 тысячи рублей – это полтора месячных оклада обычного строителя-отделочника, но не реставратора. Насколько мне известно, с 1991 года ни один приход во Владимирской области не получил сколько-нибудь серьёзной помощи со стороны государства, несмотря на то, что десятки храмов были переданы в руинированном состоянии. Значительную роль в 90-е годы в восстановлении церквей сыграл частный капитал, прежде всего региональный бизнес. Однако в последние годы эффективное меценатство ему не по силам. Любая серьёзная реставрация сейчас опирается преимущественно на московский промышленно-финансовый капитал федерального уровня.

Сегодня примерная стоимость возведения церковного здания средних размеров (1500 куб. м) в Москве  обходится в 3-5 миллионов долларов. В провинции эта сумма может быть в 2 раза меньшей. Но расходы на реставрацию могут быть сопоставимы с возведением «новоделов». Не последнюю роль в увеличении сметы играет и монополия известных ведомств на проведение восстановительных работ.

 
Версия для печати