НОВОСТИ

3 ДЕКАБРЯ 2007 г.

Похоже, православная Немезида решила окончательно «добить» зарвавшихся российских католиков. Судя по тому, что сообщает «Интерфакс-Религия», речь митрополита Кирилла в отношении злосчастных католических епархий в России была исполнена праведного гнева: «Мы никогда не согласимся и будем постоянно оспаривать…». Таким образом, слегка «подмороженный» за последнее время вопрос о статусе католического присутствия в России, вновь получил максимальную огласку. Действительно, за сравнительно короткое время потепления отношений между Русской православной и Католической церквами в последние годы Московский патриархат никогда не давал аванса на прощение этого «акта духовной агрессии» и «политической экспансии» Ватикана. Пять лет деятельного умиротворения как дипломатией Св. престола, так и различными католическими «парламентерами» смертельно обиженной в 2002-м «Церкви-сестры» не дали практически никакого результата в этом вопросе. И нынешнее заявление главы внешнеполитического ведомства РПЦ по сути является безоговорочным подтверждением ранее вынесенного ультиматума. Однако обратим внимание на контекст, в котором прозвучало это заявление митрополита Кирилла. Контекстом же стал международный симпозиум «Поместная Церковь и каноническая территория: канонический, юридический и межконфессиональный аспекты», в организаторах которого числятся как православные, так и католики. Еще один любопытный момент – модератором второго заседания этого симпозиума совместно с православным архиепископом Корсунским  Иннокентий был и архиепископ Антонио Меннини, представитель Святого Престола в России. Это дает некоторые основания предположить, что для католической стороны решительное заявление митрополита Кирилла не стало «громом с ясного неба», а получило предварительную обкатку в ходе подготовки этой встречи. А если и нет, то католическая сторона должна была за последние годы достаточно подготовиться, чтобы вновь предстать на праведный суд православных.

Все ранее звучавшие аргументы оправдания с католической стороны были решительно отвергнуты Московским патриархатом, включая и центральный «экуменический» тезис о том, что «дабы выразить надлежащее почтение епархиям Русской православной церкви и их досточтимым архипастырям, католические епархии России получили титулы святых, а не городов, в которых находятся их центры». Т.е. в 2002 году католиками были созданы не Московская, Новосибирская, Саратовская и Иркутская епархии, а архиепархия Божией Матери с центром в Москве, Преображенская епархия с центром в Новосибирске, епархия Святого Климента с центром в Саратове и епархия Святого Иосифа с центром в Иркутске. Более того, отринув неуклюжую католическую галантность, митрополит Кирилл сам взял на вооружение подобную аргументацию в защите русских православных епархий, например, в Западной Европе. «Епархии Московского патриархата в диаспоре не являются ординарными… Это в каком-то смысле необычные епархии, и мы это постоянно подчеркиваем в диалоге с католиками", — отметил он.

Таким образом, у католиков не может быть «необычных» епархий, а у нас могут. В этом и заключается основная логика требований Московского патриархата к российским католикам – вернуться к первобытному состоянию до 2002 года, т.е. статусу апостольских администратур, которые сами же католики по своему праву определяют как «необычные» епархии. Главный мотив неуступчивости православной Немезиды вполне понятен – Московский патриархат активно продвигает как в области межконфессиональных, так и в поле межправославных отношений свою концепцию «канонической территории». Дать слабину перед католиками – значить проиграть основную битву в переделе сфер влияния на православном направлении.

Что же делать «бедным евреям» (т.е., простите, католикам)? Воспользоваться историческим прецедентом и перевести свои российские епархии в пассив, присвоив им наименование титулярных, как было некогда сделано с древними кафедрами на землях, подвергшихся исламизации? Решать судьбу нынешних католических епархий на «канонический территории» РПЦ предстоит государственному секретариату Ватикана, и будем надеяться, что в отличие от 2002 года позиция католического «генерального штаба» будет более подготовленной и продуманной.           

Версия для печати