НОВОСТИ

11 ДЕКАБРЯ 2007 г.

Само словосочетание православная гимназия претендует на некий синтез: среднего образования и какой-то религиозной идеологии, к которой создатели этих гимназий относятся сочувственно. Однако само по себе сочетаемость подобных вещей в школе вызывает серьезные сомнения и даже скепсис. Православие, если к нему относиться всерьез, — это глубокое мировоззрение, к тому же ориентированное на личность и личностность. Школа и школьные годы — это место и время, где и когда человек еще только формируется, когда его личностные запросы только переживают некоторый рост и первичное оформление, поэтому сочетание слов «православная» и «гимназия» вызывает, по меньшей мере, недоумение. То ли про православие там преподается, тогда непонятно, как это возможно с учетом того, что только что было сказано. То ли православие — это убеждение людей, которые преподают в этих гимназиях, но тогда зачем это лишний раз подчеркивать, если не высказано никем и ни разу, как православие влияет на качество среднего образования и какие выводы, значимые для преподавания различных дисциплин, традиционно присутствующих в школе, можно тут сделать.

Далее: как православие присутствует в сознании тех, кто учится? Это необходимое условие для приема в гимназию, то есть в такой школе учатся только выходцы из православных семей? Если да, то, в лучшем случае, это создание какого-то эзотерического круга, в худшем — это некоторая латентная форма дискриминации. Что, к слову говоря, совершенно нехарактерно для христианства в истории, потому что задача христианства — это миссия, миссия на уровне высших ценностей. Ни на один из этих вопросов сегодня не просто нет ответа, но и никто не пытается на них ответить. Все это вкупе у меня лично вызывает повышенный скепсис. По-моему, речь идет об учебных заведениях, где просто присутствует Закон Божий или обязательные элементы практики религиозного поведения, например, молитва перед уроками. Но в этом смысле мне известны только печальные прецеденты. Можно себе представить нечто подобное, что не вызывало бы реакции отторжения, — например, когда такую гимназию организовывают православные родители, которые совершенно точно имеют право на целенаправленное христианское воспитание своих детей. Но даже в этом случае возникнет вопрос, что делать с детьми, которые захотят учиться в хорошей школе, но не являются выходцами из православных семей. Словом, здесь достаточно много вопросов дискуссионного характера, которые, как правило, замалчиваются, и ощущение возникает не самое радужное, потому что в воображении всплывает картина добровольно замкнувшегося в себе социального гетто. Зачем это нужно, я не понимаю.

Давид Гзгзян — завкафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского православно-христианского института

Версия для печати