НОВОСТИ

14 ФЕВРАЛЯ 2008 г.

Первый признак отсутствия демократии, отсутствия связи власти с народом – ее безразличие к заботам граждан. Соловьи суверенной демократии могут успешно изощряться не хуже Марии Калласс о том, что у нас правильные выборы, правильные суды, правильный парламент и правильные свободы. Не слишком искушенный в общественных науках обыватель может эти песни воспринять всерьез. Но когда при этом, например, чуть ли не половина детских садов в стране отдана коммерческим структурам и сотни тысячи родителей не знают, куда деть своих детей, а пухнущая от денег власть только причитает, дураку понятно, как эта власть связана с народом.

Церковные командиры с пафосом на всех углах твердят, что РПЦ – плоть от плоти народа, она его сердце и душа. И при этом постоянно со всех концов страны приходят сообщения, свидетельствующие об удивительной сердечной и душевной глухоте, даже жестокости по отношению к богоспасаемому народу. «Архимандрит всея Руси» Тихон, как выяснилось за последний месяц, и практик и теоретик возвышенной над народом церковности. Его «Гибель империи» — это гимн самодостаточности авторитарной власти, и светской и церковной (мне в его фильме больше всего было обидно за Византию, в университете я специализировался на византийской истории, и у меня осталось представление о ней как о гораздо более гуманном, динамичном и открытом обществе. А такие империи, которые воспевает отец Тихон, надо уничтожать в зародыше).

Церковь Тихона питается благорасположением всякого рода чиновников (лучше всего силовиков – это возвышенней и благочестивей) и православных олигархов, которые могут и в церковь никогда не ходить. Об авторитете у граждан ей думать не надо, их заботы благочестивого архимандрита не волнуют (вернее сказать, Тихон скорее всего считает, что главной заботой граждан должно быть его, Тихона, комфорт и благополучие).

В случае со школой архимандрит на практике осуществляет свои государственнические идеалы. Остается надеяться, что верна поговорка «Бодливой корове Бог рогов не дает», и Тихон и ему подобные византийцы не смогут осуществить все свои замыслы. Не то нас ждет не только много слез, но, не исключено, что и крови.

Версия для печати