НОВОСТИ

19 МАРТА 2008 г.

В этот раз динамика повышения цен обусловлена рядом факторов, которые в значительной степени носят объективный характер.
Прежде всего, это повышение цен на продовольствие во всем мире, что является свидетельством ростом уровня жизни в странах, где население составляет значительную часть человечества: Китай, Индия, Индонезия – в общей сложности 3 миллиарда человек, а это очень серьезно. Люди получают возможность лучше питаться, возрастает спрос на продукты. Отсюда мировой рост цен, и предотвратить это невозможно. Может быть, это не единственный фактор — например, в Латинской Америке в прошлом году был неурожай, — но тем не менее он наиболее объективный.
Второе обстоятельство: в прошлом году в Россию был большой приток иностранных денег, в том числе вследствие заимствования российских компаний, а также государственных банков. И это тоже в какой-то мере повлияло на потребительский рынок, потому что вылилось в рост доходов населения (уже несколько лет рост доходов населения в России составляет по 11-12% в год) и в два раза превышает темпы роста производительности труда. Раз превышает — значит, это результат природной ренты, которую мы получаем при экспорте энергоносителей и т.д. Если рост производительности не соответствует росту доходов, это значит, что мы не создаем достаточно продуктов, чтобы уравновесить рост доходов. Нефть и газ вы продавать населению не будете, значит, вы продаете либо товары, произведенные внутри страны, либо ввезенные из-за границы. Так или иначе они встречаются с определенным объемом платежеспособного спроса. К сожалению, так складывается, что имеющиеся товары — это в большей степени импорт, чем отечественное производство.
Ну и третий параметр, как раз, на мой взгляд, управляемый, —  государство стало увеличивать свои расходы. Долгое время шла атака на Кудрина с целью добиться, того, чтобы государство больше тратило на проекты внутри страны, с целью повышения доходов и т.д. Это можно было бы делать, но только в том случае, если бы (опять-таки) росла производительность, если бы мы умели делать товары, которые пользуются спросом у российских граждан. Тогда эти меры были бы оправданны и не вели к росту инфляции. Но этого, к сожалению, нет, поэтому умеренные государственные расходы становятся причиной инфляции.
Главный вопрос: как быть теперь? Конечно, можно пойти по легкому пути и замораживать цены, но мы видим: попытка остановить цены в режиме «частно-государственного партнерства» (когда инициаторами вроде бы выступают розничные торговцы, производители) — все равно не дает эффекта, цены устремляются ввысь, потому что против законов экономики не попрешь. Тогда нужно пускать в дело рычаги финансовой и денежной политики. А именно: сокращать государственные расходы, ужесточать денежную политику, то есть сокращать денежное предложение. Такие меры, конечно, имеют свои негативные последствия, потому что недостаточное питание экономики деньгами приводит к снижению темпов экономического роста. Ну что ж, раз ситуация складывается таким образом, то правы те люди, которые считают, что у нас в экономике наблюдается определенный перегрев. Может быть, и так.
С моей точки зрения, снижение деловой активности при растущих доходах населения (и, соответственно, «перегрев экономики») — в существенной мере следствие ненормальных отношений между государством и бизнесом. Прежде всего, речь идет об «эффекте Ходорковского-Шварцмана». Ходорковский сидит в тюрьме, а Шварцман на свободе  рассказывает, как он выполняет указания Сечина. Давление на бизнес — остается фактом нашей действительности.

Версия для печати