НОВОСТИ

3 ФЕВРАЛЯ 2009 г.
Все подобные инициативы сводятся к одному: РПЦ надо предоставить статус государственной, или "преобладающей", или еще какой-нибудь особой церкви. Что это будет означать для церкви и для государства? Государство получит надежного помощника, своего рода новый "идеологический отдел ЦК КПСС", который будет легитимизировать его действия, причем далеко не только в духовной, но и в экономической, социальной, политической сфере. Что получит церковь? Церковная иерархия, разумеется — льготы, положенные для государственных чиновников. Сможет ли церковь усилить свое влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства — большой вопрос.

В Греции, согласно конституции, православие является государственной религией, священники приравнены к госслужащим, основы православия изучают во всех учебных заведениях. В общем, мечта российского клерикала. Помешало это греческому правительству в 1986 году разрешить аборты? Не помешало, хотя более вопиющее противоречие православным представлениям об этике сложно вообразить. Греческое правительство один за другим принимает законы, которые призваны ограничить роль церкви в системе образования и вообще в обществе.

Шведская церковь отделилась от государства только в 2000 году. В Дании до недавнего времени признавалась единственная государственная церковь — евангелическая-лютеранская. На церквях вывешивался государственный флаг, а внутри возносили обязательные молитвы за нацию и ее руководителей. Тем не менее как Дания, так и Швеция на практике характеризуются религиозной свободой и плюрализмом.

Поэтому повторим: в играх с государством выигрывает только государство. Став государственной, церковь усиливается как бюрократическая организация, но заметно ослабевает как мистическое тело.

Анастасия Митрофанова — доктор политических наук, старший научный сотрудник Дипломатической академии МИД России
Версия для печати