НОВОСТИ

13 ОКТЯБРЯ 2010 г.

Дискуссия вокруг преподавания предметов по этике и различным религиозным традициям в школе стала в настоящее время камнем преткновения для всех сторон, как для противников, так и для сторонников введения этого образовательного модуля в школьную программу. Очевидно, что после апробации курса он будет введен в каком-то виде в школьную программу. Многое зависит от итогов обсуждения курса, от удовлетворения или возмущения родителей и религиозных объединений, которые будут высказываться и после утверждения результатов эксперимента. Предварительные итоги таковы.

Во-первых, выяснилось, что реальное число родителей, которые так или иначе готовы выбрать изучение православия, составляет не более 20-30% от общей цифры. В большинстве регионов итоги «голосования» за отдельные предметы именно такие.

Во-вторых, сам процесс выбора предметов от светской этики и православия до ислама и буддизма неизбежно влечет за собой конфликты, даже если учителя хорошие и школа прекрасная. Большинство родителей и представителей конфессий, в том числе Русской православной церкви, жалуются, что в некоторых школах и регионах выбирали с нарушениями, по личному указанию директоров школ, которые часто руководствуются наличием учителей по тем или иным предметам, а совсем не желанием родителей. Вместе с тем вполне естественно, что учителям, директорам, классным руководителям не хочется (да и не всегда можется, особенно в малокомплектных школах) делить класс на маленькие группы.

В-третьих, сама форма эксперимента и выбор между религиями создали в школе определенное межрелигиозное напряжение, а иногда и привели к межрелигиозным конфликтам: христиане неправославных конфессий жалуются на принуждение со стороны руководства школ, заставляющего инославных выбирать православие. Неизбежным оказалось разделение по религиозному признаку в классах, между родителями, между родителями и учителями и т.п., причем разделение по мировоззренческому признаку происходит, даже если спорят сторонники этики и православия.

В-четвертых, в противоречие со всеми указаниями Министерства образования и науки РФ учебник отца Андрея Кураева по православию откровенно конфессиональный, идеологический, а в части этических рассуждений чрезвычайно тяжеловесный и трудный для восприятия. «Основы православной культуры» — самый обсуждаемый модуль, поскольку в «Основах светской этики» нечего особенно обсуждать, а «Основы мировых религий» — чисто научный сбалансированный учебник, написанный учеными. Несмотря на то, что учебники по буддизму и исламу также говорят о вере, православное пособие дает им сто очков вперед, поскольку ко всему еще и зачастую навязывается.

Итогом эксперимента может стать открытая постановка целого ряда вопросов. Среди них – возможность ввести преподавание «Основ светской этики» и «Основ мировых религий» в обязательном порядке, а предметы по религии оставить факультативными, но с господдержкой. Тогда и в православных, и в мусульманских школах православие или ислам могут преподаваться свободно и за госсчет. Кроме того, рано или поздно встанет вопрос о расширении круга пособий по основам православия, тем более что в Белгородской, Курской и других областях был опробован целый ряд программ, например, православно-краеведческий курс «Истоки», пользующийся популярностью у учителей за нескучность и хорошую методическую базу, и другие. Сама православная общественность в регионах вполне может и должна иметь право выдвигать свои пособия и учебники, созданные и уже опробованные на местном уровне.

Версия для печати