КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахА в остальном, товарищ Главковерх...

10 НОЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Раз в год Владимир Путин прилюдно руководит Вооруженными Силами. Не какими-то соединениями, когда он летает на самолете или спускается в подлодку, а всей армией в целом. Это происходит на сборах высшего командного состава – для участия в них в столицу прибывают сотни генералов. По устоявшейся уже традиции министр обороны в своем выступлении отчитывается о проделанной работе, а Верховный главнокомандующий, он же президент, эту работу оценивает и ставит задачи на будущее. По той же традиции министерский доклад составляется в стиле постановлений ЦК КПСС (или песенки «Все хорошо, прекрасная маркиза») – вначале рисуется благостная картина сплошных успехов, а потом скороговоркой сообщается нечто, что полностью это благолепие разоблачает.

kp.ru
Вчерашнее действо полностью этой традиции соответствовало. Президент с министром на два голоса утверждали, что трудные времена структурной перестройки в Вооруженных силах позади. Армия, мол, завершила «переход от затянувшегося этапа преобразований и реорганизаций к плановому военному строительству, переход к всестороннему наращиванию возможностей отечественных Вооруженных Сил». А потому военный бюджет исправно увеличивается (668 млрд рублей в 2006 году), боевая подготовка на подъеме (проведено больше 30 полковых учений и одно дивизионное). Полным ходом идет формирование частей постоянной готовности, состоящих из одних контрактников. А со следующего года, когда на военные закупки будет выделено 236,7 млрд рублей, начнется массовое перевооружение армии.

Однако малоприятные для военного ведомства подробности выясняются при внимательном прочтении доклада Сергея Иванова. Взять хотя бы вопрос о частях постоянной готовности, которые вроде бы успешно формируются. Министр сообщает, что «удалось добиться того, что их оснащенность вооружением и военной техникой на сегодняшний день составляет порядка 95 процентов, причем 90 процентов техники и вооружения находится в исправном состоянии». То есть в чрезвычайной ситуации не удастся использовать 10 процентов боевой техники воинской части. Хороша постоянная готовность!

Дальше - больше. Военное ведомство, утверждает Сергей Иванов, должно к концу года укомплектовать 40 частей и соединений 42 тысячами контрактников.На 1 ноября, сообщает Сергей Борисович, эти части укомплектованы контрактниками на 70 процентов. Если бы желающих добровольно служить в армии набирали в военкоматах, сие означало бы полный крах программы. Совершенно очевидно, что Минобороны рассчитывает на то, что недостающие тысячи будут набраны из числа солдат срочной службы, тех, что были призваны весной и которых сейчас начинают «трамбовать» в учебках, чтобы они подписали контракт. Ждать, что подобранные таким способом контрактники будут проявлять большую заинтересованность в службе, просто смешно.

Еще любопытнее посмотреть, какое вооружение будет закуплено на значительно выросший бюджет. Согласно Иванову, Минобороны приобретет, например, 6 межконтинентальных ракет (в 2005-м их закупили 7 штук), 31 танк (в 2005-м – 91), 120 бронетранспортеров (в 2005-м – 91), 8 самолетов и 8 вертолетов (данных за прошлый год нет). Еще будут отремонтированы и модернизированы несколько сотен единиц боевой техники. Несмотря на несколько выросшие объемы, структура военных закупок осталась прежней. Минобороны по-прежнему не рискует определить приоритеты в развитии Вооруженных сил и размазывает финансирование по всем предприятиям ВПК. В результате военная техника, выпускаемая мелкими сериями, становится просто золотой. Так, Юрий Соломонов, генеральный конструктор ракет «Тополь-М», которыми так гордятся главковерх и его министр, не раз утверждал, что при существующем объеме закупок производство просто убыточно. На самом деле никакого массового перевооружения не будет, потому что в постсоветский период не удалось разработать новых видов военной техники.

Не менее любопытно было бы получить ответ на вопрос, кто будет пользоваться этой техникой. Когда Иванов завел речь о том, сколько могут летать пилоты ВВС, он благоразумно перешел с абсолютных цифр на проценты: «На 12 процентов вырос общий налет военно-транспортной авиации, на девять – в дальней авиации, на 4,5 процента – в разведывательной авиации». Об истребительной авиации, где налет не превышает 40 часов в год, он и вовсе умолчал.

Очевидно, что принятая без особой огласки этим летом программа развития Вооруженных сил до 2015 года по существу консервирует уменьшенную втрое, но вполне советскую по своей сути армейскую модель. В ее основе - сохранение массовой мобилизационной армии, которая берет не умением, а числом. При этом нет ответа на вопрос, как будет проходить комплектование Вооруженных сил, после того как страна окончательно рухнет в демографическую дыру. Пытающаяся сохранить миллионную численность и одновременно обеспечить военнослужащих современным оружием, эта армия обречена экономить на людях. Вот почему 14 тысяч офицеров уволилось в этом году досрочно. А их должности занимают лейтенанты-«двухгодичники». (Замечу, впрочем, что здесь, если верить докладу Иванова, всего за пару месяцев наметился невиданный прогресс. Несколько месяцев назад начальник Службы воспитательной и кадровой работы генерал Николай Панков докладывал, что двухгодичники занимают 21,9 процента первичных офицерских должностей, а министр обороны сообщает, что только 9.) Разумеется, они ничему не могут научить солдат, которых с 2008 года будут призывать только на год. Доклад Иванова убеждает, что тем дальше, тем более откровенно российская армия существует как институт архаичный по форме и бессмысленный по существу.

Обсудить "А в остальном, товарищ Главковерх..." на форуме
Версия для печати