Амнистия
08 октября 2024 г.
Под амнистию могут попасть 200 000 человек
22 ОКТЯБРЯ 2013

ИТАР-ТАСС

Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ), работавший над проектом амнистии, приуроченной к 20-летию российской Конституции, рассчитывает, что она затронет 200 тысяч человек. Главным критерием для освобождения заключенных в СПЧ предлагают сделать ненасильственные преступления, не приведшие к тяжким последствиям. Об этом рассказал на пресс-конференции член СПЧ Андрей Бабушкин.

По словам Бабушкина, масштабная амнистия позволила бы «оптимально сократить тюремное население и провести разумную европейскую пенитенциарную реформу». Кроме того, под амнистию, в случае принятия проекта СПЧ, попадали бы осужденные по многочисленным «резонансным» делам последнего десятилетия. В частности, на свободу должны выйти Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, осужденные участницы группы Pussy Riot.

Фигуранты «Болотного дела», как осужденные, так и дожидающиеся приговора, также в большинстве своем должны были бы получить свободу. Правда, амнистия при этом коснулась бы и ряда коррупционеров и казнокрадов вроде фигурантов дела «Оборонсервиса».

Впрочем, как заявил "ЕЖ" один из авторов проекта Николай Сванидзе, «Когда мы работали над проектом, мы не думали о том, будут ли это оппозиционеры, или Ходорковский, илиPussy Riot. В принципе все статьи, по которыми они идут, по идее подпадают под те, которые подлежат амнистии. Но, тем не менее, я не исключаю, что именно этот факт и повлияет негативно на то, как будет рассмотрен этот проект в Администрации президента».

Готовили проект амнистии две комиссии совета — Постоянная комиссия по гражданскому участию в правовой реформе, которую возглавляет экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова, и Постоянная комиссия по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Андрея Бабушкина. В целом варианты проекта похожи. Самое значительное отличие — Тамара Морщакова указала перечень статей, на которые действие амнистии не распространяется. В проекте Андрея Бабушкина разбивки по статьям нет.

Впрочем, пока гадать, кто выйдет по амнистии, а кто останется за решеткой, рано. Сведенные предложения СПЧ направил президенту Путину — для того чтобы проект амнистии приобрел окончательный вид, необходимо одобрение экспертов из Администрации президента. Каким выйдет проект из недр этого ведомства, можно только гадать. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков утверждает, что документ поступил в администрацию, но о его готовности говорить рано. «Он будет проходить через все управления Администрации президента. Ведь необходимо проработать критерии, согласно которым определяется круг амнистируемых. Проект будут рассматривать, видоизменять, в определенных положениях он будет перерабатываться», — цитирует Пескова газета «Известия».

Еще более непростая судьба уготована проекту амнистии в Государственной думе. В конце минувшей недели, когда СПЧ еще только завершал работу над проектом, ряд депутатов уже высказался негативно в адрес готовящегося документа. Народные избранники боятся, что амнистия позволит выйти на свободу коррупционерам, лицам, совершившим преступления в отношении несовершеннолетних, наркоторговцам и осужденным за подготовку терактов. Кроме того, получат разрешение на въезд иностранные граждане, ранее выдворенные из страны за нарушение миграционного режима.

Тем не менее, главное решающее слово остается за Путиным. По словам Николая Сванидзе, «сегодня решающий день, потому что сегодня Уполномоченный по правам человека Лукин и председатель СПЧ Федотов разговаривают с президентом как раз на эту тему. Думаю, от результатов их разговора очень многое будет зависеть. Хотя в любом случае мой прогноз — амнистия будет далеко не такой щедрой, как предусмотрено Советом по правам человека».


Фото Игоря Зарембо (ИТАР-ТАСС)

 












  • Людмила Алексеева: Недостаточная... амнистия, она должна быть шире.

    Лев Пономарёв: Разочарован тем, что под амнистию не попали «узники Болотной». ...Только 6 или 7 человек выходят на свободу.

  • Коммерсант: Михаил Федотов отметил, что ход проведения амнистии во многом будет зависеть от порядка ее применения — соответствующий документ предстоит выработать Госдуме.

  • Ольга Романова: Амнистия-то ментовская.

    Николай Левшиц: Под амнистию ПОПАДАЮТ все статьи должностных преступлений: 285 (злоупотребление должностными полномочиями)

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Не о том мы говорим, встречая узников, вызволенных из застенков
31 ДЕКАБРЯ 2013 // ЕЛЕНА САННИКОВА
Вторая половина декабря порадовала нас легкой волной потепления. После 14 лет методичного закручивания гаек, ужесточения режима, эскалации политических репрессий, неправосудных процессов, отсутствия амнистий, неизменного отбывания политзаключенными срока от звонка до звонка — выбросила наконец система из своих застенков малое число политзаключенных.
История Ольги Романенковой
25 ДЕКАБРЯ 2013 // ТАМАРА ЭЙДЕЛЬМАН
«…Написала письмо Наде Толоконниковой. У нас похожая ситуация. Я ее понимаю, тем более на общем режиме все еще сложнее, чем на колонии-поселении. В СИЗО-1 мне удалось свободно вздохнуть от «дагестанской Санта-Барбары». Другого названия произошедшего со мной дать не могу. В СИЗО-1 я была год назад, и меня вспомнили и дружественно встретили сотрудники. На вопрос: «Откуда приехала?» Отвечаю: «Из Дагестана». Все смеются.
Амнистия с барского стола
20 ДЕКАБРЯ 2013 // АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
Амнистия двусмысленна, как и многое из того, что делает власть. Поэтому и ощущения от нее двойственные: с одной стороны, хорошо, что кто-то освободился, с другой — печально, что остальные сидят. Речь в данном случае идет о политзаключенных, об узниках «болотного дела». Сами освободившиеся почти наверняка тоже испытывают не только радость, но и озабоченность тем, что их товарищи по судебному процессу остаются под стражей и без особых надежд на близкую свободу. О несовершенстве амнистии, ее половинчатости и ущербности говорят правозащитники, журналисты, политики и общественные деятели. Всем совестливым людям хотелось бы безоговорочного освобождения всех политзаключенных.
Путин обузил амнистию как мог
10 ДЕКАБРЯ 2013 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Российский президент внес в Государственнуюдуму проект долгожданной амнистии. Перед авторами стояла практически невыполнимая задача. С одной стороны, продемонстрировать, что главный начальник все-таки способен проявлять милосердие. С другой, однако, напуганная Евромайданом власть ныне намерена не столько прощать, сколько пугать. В результате рамки амнистии были сужены настолько, насколько возможно. Если по проекту, подготовленному президентским Советом по правам человека, предполагалось, что амнистия затронет около 200 тысяч осужденных и подследственных, то теперь речь идет всего лишь о 25 тысячах.
В блогах
10 ДЕКАБРЯ 2013
Ольга Романова: Амнистия-то ментовская. Николай Левшиц: Под амнистию ПОПАДАЮТ все статьи должностных преступлений: 285 (злоупотребление должностными полномочиями)
Прямая речь
10 ДЕКАБРЯ 2013
Людмила Алексеева: Недостаточная... амнистия, она должна быть шире. Лев Пономарёв: Разочарован тем, что под амнистию не попали «узники Болотной». ...Только 6 или 7 человек выходят на свободу.
В СМИ
10 ДЕКАБРЯ 2013
Коммерсант: Михаил Федотов отметил, что ход проведения амнистии во многом будет зависеть от порядка ее применения — соответствующий документ предстоит выработать Госдуме.
Путин исключил «болотников» из амнистии
5 ДЕКАБРЯ 2013 // ВЛАДИМИР РЫЖКОВ
Амнистия может распространяться только на тех, кто не совершил тяжких преступлений и насильственных преступлений против представителей власти, - заявил Путин, фактически отказав в амнистии фигурантам «болотного» дела. Трудно сказать, какой амнистия предполагалась первоначально, потому что всё, что делается в Кремле, это тайна за семью печатями. Я уже слышал много мнений о том, что на ситуацию повлияли события в Киеве, что они могли напугать нашу власть и сократить списки. Но, я повторюсь, надо продолжать прикладывать усилия. Собраны уже десятки тысяч подписей за амнистию, 11 декабря мы планируем их передать в Госдуму, это подписи обычных людей, выступивших за амнистию.
Прямая речь
5 ДЕКАБРЯ 2013
Лев Пономарёв: Либо это его политическое решение: наказать всех «болотников», чтобы другим было неповадно... Или у меня есть очень слабая надежда, что он сам находится в плену недостоверной информации.
В СМИ
5 ДЕКАБРЯ 2013
Коммерсантъ: Они убеждали президента не в том, что государство сможет продемонстрировать свою гуманность. Они понимали, что это не аргумент.