Итоги года
20 апреля 2024 г.
Геополитический триумф, замешанный на газе
11 ЯНВАРЯ 2014, ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

ИТАР-ТАСС



О качестве экономической политики правительства в 2013 году вполне красноречиво может сказать сопоставление двух простых цифр: среднегодовой цены нефти и темпов роста ВВП – около 107 долларов за баррель и ниже 1,5%, соответственно. На этом фоне, вероятно, не будет большим преувеличением утверждать, что самый весомый вклад в экономику – во всяком случае, с точки зрения ее долгосрочных интересов и перспектив – в минувшем году сделали не МЭР или Минфин, а Министерство иностранных дел. Благодаря нескольким громким победам, одержанным не без участия МИДа на геополитических фронтах, у России появился шанс сохранить за собой роли ключевого игрока на мировом газовом рынке.

Имя первой сенсации в этом ряду – Сирия. Предложенный Россией в начале сентября план урегулирования сирийского конфликта и согласие правительства Асада на передачу химического оружия под международный контроль, по сути, лишил западную коалицию главного аргумента в пользу начала бомбовых ударов по стране. А вместе с этим свел на нет шансы боевиков сирийской оппозиции, чуть ли не открыто поддерживаемой монархиями Залива и Турцией, добиться смены местного режима силой оружия.

Новый триумф случился уже в конце ноября, когда в Женеве «шестерка» ведущих стран и Тегеран смогли договориться об урегулировании иранской ядерной проблемы. В обмен на отказ от размещения новых центрифуг, допуск международных инспекторов на ядерные объекты и заморозку строительства реактора на тяжелой воде, пригодного для выработки оружейного плутония, Исламская республика получила частичное смягчение санкций и надежду на избавление от неприятной роли изгоя в мировом сообществе.

Тогда же, под самый занавес осени, как гром среди ясного неба, появилось решение правительства Украины о приостановке подготовки соглашения об ассоциации с ЕС, справедливо расцененное Москвой как крупная победа. 

Очевидно, под каждым из этих событий есть толстая подкладка, состоящая из сложно переплетенных политических интересов, за которыми проступают столь же многообразные интересы экономические. При этом у всех этих событий есть как минимум одно общее: все они в той или иной степени являются частью большой игры за доминирование на мировом газовом рынке в ближайшем будущем.

Так существует немало экспертов, никак не относящихся к маргиналам, по мнению которых главная причина войны в Сирии – желание заинтересованных сторон поставить под контроль ключевой участок будущего транспортного коридора для доставки газа из ближневосточного региона в Европу.

В этой большой игре два ключевых местных игрока – Иран и Катар. Обе страны делят между собой крупнейшее в мире газовое месторождение Северный Купол – Южный Парс. И у каждой из них есть свой конкурирующий с другой стороной проект перспективного газопровода, по которому добытое здесь топливо должно будет поставляться на средиземноморское побережье и далее на европейские рынки. Оба маршрута проходят по территории Сирии, которой просто не повезло оказаться на перекрестке чужих стратегических интересов.

Если бы двухходовая комбинация Катара удалась – международная изоляция Ирана, существенно снизившего добычу нефти и газа вследствие эмбарго, и последующая смена режима Асада, – то газопровод Катар-Саудовская Аравия-Иордания-Сирия-Турция был бы построен.

В свою очередь, приход в Европу дешевого катарского газа означал бы серьезный удар по интересам газового экспорта России в западном направлении – снижение цен и потерю доли ключевого рынка. Появление катарской газовой трубы убило бы и экономику грандиозных транспортных проектов, продвигаемых Газпромом. В первую очередь, пресловутого «Южного потока».

Удачно вмешавшись в конфликт вокруг Сирии, развернув его в нужную сторону, Москва избавилась от этой весьма неприятной угрозы своим долгосрочным экономическим интересам. Во всяком случае, на какое-то время. И даже если будет реанимирован проект альтернативного газопровода под эгидой Ирана, Москве в любом случае будет легче договориться о согласованных действиях и условиях поставок со странами, которые ей так многим теперь обязаны.

Далее, сведя украинский гамбит в свою пользу, Россия, в числе прочего, также получит возможность укрепить свои позиции на европейском газовом направлении. На повестке дня создание газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС с участием Газпрома, который также претендует на допуск к добывающим проектам на территории Украины.

Немаловажно, что, обеспечив себе прочные позиции в Европе, Газпрому (а теперь и независимым производителям, получившим право экспорта СПГ) будет явно легче пробивать себе дорогу на Восток. Прежде всего, на самый многообещающий газовый рынок Китая.

Пока это движение идет с большим скрипом. Буквально на прошлой неделе стало известно о том, что российская монополия отложила строительство газопровода «Сила Сибири» в КНР и сокращает свою инвестпрограмму на 2014 год (вот за это спасибо!) – договориться о цене поставок с Пекином не удается уже около 10 лет.

Как бы то ни было, борьба за место под солнцем на будущем глобальном газовом рынке еще только набирает обороты. И в 2013 году Россия сделала очень важные шаги, чтобы место это оказалось привилегированным. 

Фотография ИТАР-ТАСС












  • Максим Блант: Если суммировать итоги года, то самый неожиданный итог состоит в том, что коронавирус не закончился.

  • «Московский комсомолец»: Враг снаружи, и мы отлично подходим на его роль…

  • Глеб Яровой: Я думаю, это план на 2022 год (ну точно не позднее марта 2024 г.) - лишать гражданства за политические вщгляды. Можно даже автоматизировать процесс...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Итоги-2021. Аресты, аресты, аресты — и ликвидации
11 ЯНВАРЯ 2022 // АНДРЕЙ СОЛДАТОВ, ИРИНА БОРОГАН
Прошлый год никак нельзя назвать скучным, события развивались динамично, правда, не в очень оптимистичном направлении. И на этот раз не только для независимых журналистов и оппозиционных политиков, но и для российских элит. Арест после неудавшегося побега Марины Раковой, вице-президента Сбербанка, бывшей замминистра просвещения, а затем и задержание ее мужа, разлученные с родителями маленькие дети — это новый уровень жестокости власти против своих же.
Итоги - 2021. Быть от России независимым либо дружественным. Вот в чем вопрос
9 ЯНВАРЯ 2022 // АРКАДИЙ ДУБНОВ
Начать надо за здравие, а за упокой, как водится, потом. Так вот, 2021-й, впрочем, как и 2020-й, был для постсоветского пространства, хотя бы для одной его части, ошеломительно удачен. Конечно, я имею в виду Туркмению. Только туда, в этот Аллахом спасаемый уголок мирового пространства, как нам сообщают, вот уже второй год, благодаря отчаянным пассам местного Аркадага (Покровителя по-туркменски), никакой штамм вражеского ковида так ни разу не залетел. Мы привыкли с жалостью относиться к городским сумасшедшим, может показаться, что и к мировому сумасшедшему так тоже можно. Но тут другое, этот людей травит и мучает уже 15 лет, а миру все нипочем…
Итоги 2021. Итоги окаянного года
9 ЯНВАРЯ 2022 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Радикальная зачистка страны: Навальный в тюрьме, его штабы и «Открытая Россия» МБХ ликвидированы, оба «Мемориала» уничтожены, «Яблоко» самоубилось, выборов больше нет. Кремль грозит войной и предлагает Западу капитулировать. Это все – подготовка. К чему? Ответ дает понимание того, к какому агрегатному состоянию вещества относится В.В. Путин. 2021 год – легкая добыча для подведения итогов. Все очевидно. Худший год для нормальных людей, год триумфа для подонков. Попробуем заглянуть за фасад этой очевидности и понять, что за процессы идут во власти и в обществе и к чему Путин готовит Россию. Об этом и о главном выводе, который можно извлечь из событий этого года, я скажу в конце.
Уроки 2021. «Не надо думать! С нами тот, кто все за нас решит»
8 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Что принес нам 2021 год? Обычно авторы пишут об инфляции, о падении жизненного уровня простых граждан. О том, что историческая память народа власть предержащими целенаправленно уродуется и искажается. Из страны выдавлены миллионы критически мыслящих. Зато в редакциях российских СМИ музыку заказывают приспособленцы и негодяи. Многие наши сограждане уже пребывают в страхе и боятся выказывать свое отношение к авторитарной власти, к произволу силовиков и противоправным приговорам российских судов. Все это так, хотя, объективно, уровень доверия россиян к авторитарной власти упал и продолжает снижаться. В России неизбежно наступит время радикальных перемен.
Итоги-2021. Нисхождение во мрак
7 ЯНВАРЯ 2022 // ПАВЕЛ ПРОЦЕНКО
Ничто явленное однажды не исчезает из мира. Это наглядно видно в России на событиях последнего времени. Уровень насилия, произвола и абсурдности происходящего в нашем социуме во многом напоминает обстановку позднесоветских лет. Налицо, впрочем, лишь сходство в атмосфере, в некоторых методах подавления инакомыслия. Нет в стране царящей коммунистической Идеологии с ее всепроницаемым цинизмом, превращавшим общество в царство мертвых. Однако когда умные головы говорят нынче, что мрак, обрушившийся на российское общество, достиг предела и вот-вот рассеется, они явно выдают желаемое за реальность.
Итоги - 2021. Интервью с собой
6 ЯНВАРЯ 2022 // СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
Иногда на острые ответы решается только внутреннее «я».– Давайте о традиционном. Так каковы итоги? – Положим, про итоги все и так догадываются. Но я вам скажу такую вещь: в середине 90-х я спорил со своим товарищем, который прямо входил в самое горнило российской власти, причем не просто входил, а со своей идеей строительства нового государства. Я не хочу сейчас называть его фамилию, но только чтобы не переключать внимание на личность. Главное, о чем был спор. На мой взгляд, и я ему об этом говорил, уже тогда началось скольжение от высокой планки ожиданий, порожденных антикоммунистическим переворотом августа 1991 года, куда-то вниз. И в принципе все с этим наблюдением соглашались...
Итоги - 2021. Россия – Украина – США: ультиматум или запрос?
5 ЯНВАРЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Проблема России, влияющая на принятие как стратегических, так и в определенной степени тактических внешнеполитических решений, в том числе и по украинскому вопросу, заключается в разрыве между официальными приоритетами и общественными настроениями, который будет усиливаться в связи со сменой поколений. И ситуация в российском обществе отличается как от Востока, так и от Запада. В Китае и Индии очевиден взлет национализма, оформившийся, соответственно, при Си Цзиньпине и Нарендре Моди. Основой национализма в этих странах является экономический рост, в числе бенефициаров которого – образованная молодежь, ориентированная на ценности самореализации и при этом укрепление позиций своей страны в мире.
Итоги-2021. Что было, что будет и чем сердце успокоится?
4 ЯНВАРЯ 2022 // ЛЕОНИД ГОЗМАН
ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ? Ничем не успокоится. Впереди у нас испытания, сравнимые с Великой отечественной, предотвратить их мы не можем. Но мы можем пройти их достойно, сохранив самоуважение и внутреннюю свободу. Если это нам удастся, то после того, как все рухнет — а никто не знает, когда это произойдет, но точно произойдет в обозримом будущем, — есть шанс построить новую страну. Или, точнее, вернуться на тот магистральный путь человеческого развития, с которого нас столкнули в 1917-м, а потом еще раз в нулевые. Если у кого есть возможность заказать другого Деда Мороза, буду очень признателен. С Новым Годом!        
Итоги-2021. Взлетаем в пропасть
3 ЯНВАРЯ 2022 // АНТОН ОРЕХЪ
Обычно под конец года не только подводят итоги – веселые и не очень, – но и выражают надежду на лучшее, на приятные новости, на то, что плохое уйдет, а хорошее наступит. Я тоже так делаю обычно. Но не в этот раз. Нет ни капли оптимизма и ни одной позитивной мысли в преддверии наступающего 2022 года.   Уходящий год простился с нами ликвидацией «Мемориала». В том, что его ликвидируют, у меня не было ни малейших сомнений. Когда Путин достал на СПЧ справочку, что среди миллионов имен реальных жертв репрессий в списки «Мемориала» попали (по ошибке, которая к тому моменту уже была исправлена!) три пособника нацистов – стало всё ясно.
Итоги-2021. Отделение для буйных
2 ЯНВАРЯ 2022 // НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
Может быть, когда-нибудь и даже скоро мы будем вспоминать уходящий 2021 год с грустной ностальгией: как-никак войны нет, быт все ещё буднично стабилен. Но сейчас прощаемся с ним совершенно без сожалений. Ничего хорошего не вспомню. Пандемия началась раньше, но как-то укрепилась. Вроде бы и репрессии не сейчас начались, но стали более массовыми и какими-то уже нездорово привычными. Что точно изменилось – это стилистика режима, по-видимому, он достиг молочно-восковой спелости. Исчезло ощущение стыда, на все стало плевать, и внутри, и вовне – гори все ясным пламенем.