КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахПоедем на танке кататься…

24 НОЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
1tv.ru

Присоединив к должности министра обороны еще вице-премьерство, Сергей Иванов первым делом покатался на танке. На полигоне под Нижним Тагилом вице-премьер посчитал необходимым лично проверить боевые качества Т-90. Ведь, по словам министра и вице-премьера, в будущем году будет произведена беспрецедентная закупка бронетанковой техники – целых 31 танк (Сергей Иванов, очевидно, подзабыл, что в 2005 году предполагалось закупить 91 танк.

Собственно говоря, Иванов, кажется, так и представляет себе вице-премьерские обязанности: лично проверил качества боевой техники, которая, разумеется, является непревзойденной по боевым качествам, принял решение о закупке, а потом проследил за выполнением указа. «Я не планирую курировать какие-то отдельные министерства и ведомства, - объяснял Сергей Иванов свою стратегию. - Я планирую курировать функции военно-промышленного комплекса, которые в последнее время действительно координировали крайне слабо». Что в переводе с бюрократического означает, что главной задачей Иванова является обеспечение производства необходимого количества военной техникой.

Надо сказать, что проблемы оборонно-промышленного комплекса (ОПК) стали очевидны именно теперь, когда средства, которые расходуются в России на производство вооружений, растут из года в год. Если в 2005 оборонный заказ составлял 187 миллиардов рублей, то 2006-м предполагается израсходовать уже 237 миллиардов. Но при этом объем производства существенно не меняется - в год производится 6-7 стратегических ракет «Тополь-М».

Сам Иванов неоднократно возмущался тем, что весь прирост средств съедается резким удорожанием военной продукции. Между тем, у предприятий ОПК свои претензии. Глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин упрекает военное ведомство в попытке сохранить советскую систему ценообразования:«Минобороны закладывает в цену среднюю зарплату по предприятию на уровне 3,5 тысячи рублей, просчитывает, какие накладные расходы несет исполнитель, сколько платит налогов. В результате предприятие не имеет денег на закупку нового оборудования, на привлечение квалифицированных кадров». Генеральный конструктор «Тополя» Юрий Соломонов не раз говорил, что выпуск ракет находится под угрозой из-за того, что рабочие предприятий-смежников уходят работать «по ларькам и киоскам».

И проблема здесь куда глубже, чем отсутствие координации, наладить которую собирается Иванов. Она в том, что российский оборонно-промышленный комплекс комплексом, то есть единой системой, давно уже не является. Вместо него существуют 1700 (по одним данным) или 900 (по другим) предприятий, которые по разным причинам считаются оборонными. Вопреки регулярным заявлениям о создании неких не имеющих в мире аналогов вооружений, они могут производить лишь единичные экземпляры военной продукции. Ведь давно разрушена цепочка субподрядчиков, обеспечивавших производство высокотехнологичной военной продукции. Эти предприятия давно акционированы и перепрофилировались на выпуск гражданской продукции. Стало быть, необходимо заинтересовать их в выпуске вооружений и военной техники, вновь включить их в производственный цикл.

А сделать это непросто из-за политики Министерства обороны, которое не желает определять внятные приоритеты в производстве вооружений, предпочитая размазывать немалые деньги тонким слоем по всем предприятиям ОПК. Министерство обороны заказывает только мелкие серии военной продукции (вроде заказа на три десятка танков). Но это невыгодно субподрячкам: для выпуска нескольких деталей необходимо содержать целые цеха и поточные линии. В результате субподрядчики закладывают свои повышенные издержки в стоимость продукции. Головному предприятию ничего не остается, как поднимать цену, что так раздражает Сергея Иванова.

Но свежий вице-премьер, похоже, не слишком отдает себя отчет в подлинных причинах роста стоимости продукции. Решать проблему он предполагает старым способом. Находясь на Урале, Иванов успел заявить о необходимости создания «бронетанкового холдинга». Тем самым он высказался в поддержку решения, которое окончательно добило наш ОПК. Объединение предприятий ОПК в холдинги объяснялось необходимостью сконцентрировать усилия на создании современных вооружений. На самом деле под этим благовидным предлогом московские чиновники заполучили доходы нескольких предприятий, поставляющие военную технику за рубеж. К тому же непохоже, что вице-премьер хотя бы понимает, как обеспечить стабильный выпуск вооружений в условиях постоянного роста цен на продукцию так называемых естественных монополий: горючее, газ, электричество, железнодорожные перевозки.

Одним словом, любитель прогулок на танке совершенно не отдает себе отчет в том, что государство должно провести гигантскую работу по реструктуризации военной промышленности и приспособлению ее к рыночной экономике. Для такой работы нужны сотни, если не тысячи квалифицированных людей, необходима кардинальная перестройка работы военного ведомства. Но Кремль на это неспособен. Сложнейшую работу в сфере экономики он пытается подменить бюрократическими перестановками. Более четырех лет назад вместо того, чтобы заняться серьезной военной реформой Владимир Путин назначил министром обороны Сергея Иванова. Сегодня вместо серьезной реформы ОПК ему же дали новую должность. Подозреваю, реформа ОПК обернется тем же, чем и военная – профанацией.
Обсудить "Поедем на танке кататься…" на форуме
Версия для печати