КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииДвоюродная страна

17 ФЕВРАЛЯ 2005 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
timoshenko.com.ua

Конечно, Украина – самое похожее на нас, самое близкое к нам государство. Даже ближе, чем Белоруссия, так как происходящее (производимое «батькой») в Белоруссии трудно назвать государственной политикой: по масштабу это тянет скорее на действия крепкого самодура-хозяйственника где-то в большой губернии в российской глубинке. Поэтому сравнивать политико-экономические процессы в наших странах очень поучительно.

В области экономики главный психоз российского и украинского общества один и тот же – неправильная приватизация, олигархи и т.д. В России у власти «ужасные силовики», которые «пилят ЮКОС». На Украине к власти пришли либерал-популисты, ориентированные на Европу, рынок, правовое государство и т.д. И вот украинские либералы начинают с национализации «Криворожстали» (эдакого украинского ЮКОСа). Но если робкие российские силовики уже год топчутся на туше ЮКОСа, то украинские деятели орудуют с революционным размахом: Ющенко объявил о национализации 30-40 предприятий, а Тимошенко – 3000! Можете себе представить, ЧТО творилось бы в российских и западных СМИ, если бы Путин объявил в России о чем-то подобном?! А тут – спокойствие. И на Украине, и на Западе. Сенат США, который обсуждает историю с ЮКОСом, спокоен в отношении Украины.

Почему? Тимошенко симпатичнее Путина ? Или либералов в России и на Западе вообще не волнует Украина и им только что-нибудь «антипутинское» подавай? Или просто еще не разобрались? Да, вполне возможно и первое, и второе, и третье. Но не исключена и еще одна причина. Может быть, национализация на Украине и «разделка ЮКОСа» действительно отличаются по сути, а не именами участников?

В чем же разница? Если на Украине (начиная с той же «Криворожстали») пройдут действительно открытые, прозрачные аукционы по продаже национализированных предприятий с полноправным участием иностранных (прежде всего, разумеется, российских) бизнесменов; если по результатам этих аукционов будут окончательно ибесповоротно застолблены права на собственность со стороны новых законных владельцев; если крупные предприятия не застрянут в кармане у государства – вот если все это произойдет, то можно будет говорить, что на Украине идет не очередной передел, не очередное перепиливание собственности и выстраивание системы новых откатов, а действительно создание основ нормальной экономики.

Возможно ли такое? Будущее покажет. Пока что у Ющенко-Тимошенко, объявивших о масштабной войне с коррупцией, есть известный кредит доверия. Не только от Майдана, но, что весьма странно, даже от некоторых инвесторов и политиков. У российской власти никакого кредита доверия по вопросам коррупции нет – ни со стороны толпы, ни уж тем более со стороны инвесторов.

Еще занятнее ситуация с политической реформой. Здесь мы тоже идем параллельными путями-дорогами, но и здесь же мы существенно различны.

Идея реформы, о которой сегодня в Москве говорят все кому не лень, проста: президент лишается реальных полномочий, они переходят к премьеру, премьером становится, понятно, Путин, на сей раз уже без ограничения срока – и ясно, что только ради этого каша и варится. «Цена вопроса» – передел Конституции, в частности отказ от всенародных выборов президента. К слову сказать, переход от президентской к парламентской республике – это и есть то самое преступление, в подготовке которого обвиняли Ходорковского (скупает голоса в Думе, для того чтобы осуществить подобную реформу). Теперь, когда Ходорковский надежно сидит, можно идею реализовать.

А на Украине, как известно, нечто подобное сделано: полномочия президента сильно урезаны, полномочия премьера – значительно увеличены. Так что же, опять мы решаем одинаковые проблемы одинаковыми методами?

Нет, вот тут уж – дудки. Не знаю, как с национализацией, но политическая реформа у нас и у них – с точностью до наоборот.
Наша реформа если будет проведена, то под конкретного человека, с одной целью – соблюдая приличия перед Европой, сохранить личную власть. Реформа на Украине была проведена исходя из реальных острых политических столкновений в ходе передачи власти. И уж Тимошенко точно не светит быть премьером «неограниченно долго». На Украине сохраняются прямые выборы президента. У них делаются шаги к разделению властей – у нас делается все, чтобы этого разделения не было, чтобы вся власть оставалась в одном кулаке.

Но самое главное даже не эти цели. Куда важнее методы.

Не знаю, что представляют собой Ющенко, Тимошенко и их команда как люди. Но вижу, что они вынуждены – пока что! – вести открытую политику. Они взяли очень высокий кредит народного доверия под демократическую политику. И им приходится – пока что – платить по векселям. Вполне вероятно, что они скоро повторят путь другого великого популиста – Ельцина. Но пока – нет.

У нас политика закрытая. Кредит доверия почти исчерпан, но он и изначально (2000 год) брался не под демократическую политику, скомпрометированную Ельциным, а под политику державную. А державная, разумеется, превратилась в банально-бюрократическую.

И сейчас идет очень интересный эксперимент. Или украинский Ельцин – Ющенко – обанкротится и все закончится приходом украинского Путина. Или Украина покажет нам не где раки зимуют, а как демократия растет.
Версия для печати