КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеДве тысячи лет вместе. Часть 2

29 АВГУСТА 2014 г. АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ

ИТАР-ТАСС

Евреев, от обычных до великих,

Люблю не дрессированных, а диких.

Игорь Губерман

Украинская тенденция развития со всеми сложностями и противоречиями, как и украинская повестка дня вообще, задана Майданом, и не стоит забывать, что он называется Евромайдан, то есть Майдан стоял за европейские ценности, за вхождение или как минимум за сближение с Европой, что очевидным образом означает принятие и приятие базовых европейских ценностей и правил игры. Более того, президентом в результате произошедших в Украине событий был избран Петр Порошенко, который, между прочим, еще в 2011 году публично доказывал необходимость просить от имени украинского государства, вслед за Германией, Польшей, Литвой и пр., прощения у еврейского народа за совершенные против него преступления. Речь шла об украинских евреях, перед еврейским народом в целом когда-то извинился еще первый президент Украины Леонид Кравчук во время своего первого визита в Израиль.

Я лично, кстати говоря, вовсе не сторонник такого рода извинений в наше время. Аденауэр — да, он просил прощения у людей, лично переживших Холокост, от имени новой Германии, только что появившейся на том месте, где была Германия же, этот Холокост устроившая. Я вполне самоидентифицированный еврей, но не понимаю, кто и за что должен извиняться передо мной сейчас. При этом само желание сделать это характеризует людей с самой лучшей стороны. Он хочет извиниться — я готов в ответ поблагодарить и сказать, что не вижу за ним никакой вины. Мне представляется, что это взаимно цивилизованная, вежливая и разумная позиция.

Также следует заметить, что сама тема еврейской активности в украинской революции возникла в значительной степени в связи с активной позицией двух людей — в первую очередь Коломойского, а также Зисельса. Повышенное внимание их деятельность привлекла в том числе и потому, что Игорь Коломойский не только олигарх, ставший губернатором, и еврей, но при этом он еще является одним из признанных лидеров украинской и европейской еврейской общины. Иосиф Зисельс выступал на Майдане и в других местах не просто как диссидент советских времен и общественный деятель, но от имени украинской еврейской общины. Наверное, не всех евреев, но столь же наверняка — большинства общины.

Так вот в России ничего этого нет. Нет никакой сколько-нибудь самостоятельной и независимой еврейской общины, нет независимых от власти общинных лидеров. Российская еврейская община интерпретируется властью как исключительно религиозная структура, а главным евреем России Кремль назначил итало-американского хасида Берла Лазара. Это само по себе такой же анекдот, как если бы представителем современной русской общины в США Белый дом избрал, например, приехавшего из России священника-старообрядца. Но в этом есть и очевидная логика. Сколько-то независимая еврейская община в России прошла тот же путь, что и независимая пресса, независимые партии, независимый от Кремля бизнес и многое другое. В Украине все это есть, соответственно есть и еврейская община, и не только еврейская. А в России — нет. Поэтому Коломойский и Зисельс кого-то представляют, пусть не всех евреев Украины, но большинство общины, а Лазар и, например, Ротенберг и Кобзон — самих себя и своих хозяев в Кремле и АП.

И вот здесь возникают уже важные следствия. Да, евреи есть на обеих сторонах, и на обеих их не единицы. Каждый делает свой индивидуальный выбор, так часто бывает. Так было во многих войнах, особенно в европейских после эмансипации, достаточно вспомнить Первую мировую. Евреи были лояльными гражданами, а то и убежденными патриотами своих стран и воевали каждый за свою страну. Так было и во многих гражданских войнах, когда евреи, как и другие граждане страны, воевали каждый за свою сторону, за свою идею. Так происходит и сейчас. Коломойский, Гройсман, Зисельс, Шендерович, Рыклин, Пархоменко против Дворковича, Ротенберга, Иоффе, Кобзона, Ярмольника. Так же как Турчинов, Климкин и Филатов против Путина, Медведева и Лаврова, а Порошенко, Делетей и Ярош против Тимченко, Ковальчука и Шевченко, Аваков против Кургиняна, и так далее, и тому подобное. Но все же, как говорится в старом анекдоте, есть нюанс.

Как я уже заметил, я могу понять личные, особенно не корыстные мотивы. Тот же Кобзон во многом тоже творец так называемого русского мира. И не он один. Помните — музыка Яна Френкеля, стихи Инны Гофф, исполняет Иосиф Кобзон, «Русское поле»? Путин рассказывал, что он решил пойти в КГБ, посмотрев фильм Владимира Басова по роману Вадима Кожевникова «Щит и меч». А в фильме — музыка Вениамина Баснера, стихи Михаила Матусовского, исполняет Марк Бернес, «Песня о Родине». Так что «русский мир» отнюдь не моноэтничен в своих основах. Но основы основами, а тенденция, как уже говорилось, тенденцией. У этой тенденции есть несколько персонификаций и одна основная составляющая. Одна из персонификаций, кстати, по некоторым данным, имеет еврейские корни. Её фамилия — Безлер. А прозвище — Бес. Ну, так вышло, что наиболее известный еврей, не просто поддерживающий «русский мир», но воюющий за него, оказался Бесом. Может, случайность, а может, и симптом…

Симптом тенденции, которую трудно не заметить и которая не может не настораживать. Да, в большинстве европейских конфликтов последних 150-ти лет евреи были на обеих сторонах. Даже во время Второй мировой войны был Мильх, про которого Геринг сказал: «В моем министерстве я решаю, кто еврей, а кто нет», были «ценные евреи» — немного, не более сотни, но были. Были юденраты, была еврейская полиция в гетто. Не мне судить, все ли они были подлецами и предателями или большинство просто пыталось уцелеть. Но независимо от этого будущее еврейского народа определили войны антигитлеровской коалиции, в том числе сотни тысяч евреев, и бойцы гетто. Замечу, что и они были лояльными гражданами своих стран даже в самых трагических обстоятельствах. Не случайно руководитель боевой организации варшавского гетто Мордыхай Анелевич свое воззвание о начале восстания закончил словами «Да здравствует еврейский народ, да здравствует Польша!».

Но есть разница между «Да здравствует Польша!» в листовке Анелевича и ежедневным «Хайль Гитлер!» Мильха. А тенденция движения Путина в стоону траектории Гитлера отмечалась уже не раз, включая и само название основного пропагандистского клише — «русский мир». Не российский, а именно русский, с явной этнической коннотацией. Сейчас в его формировании участвуют и евреи, и армяне, и украинцы, и многие другие. Но направления развития этого проекта таковы, что если развитие пойдет успешно, то им напомнят, что они не вполне русские или совсем не русские. И не факт, что для каждого найдется свой Геринг. Такие проекты всегда «фанатичны» по своей природе. Мне всегда казалось, что черным предзнаменованием Холокоста была судьба Отто Вейнингера — талантливого еврейского мыслителя, одного из первых теоретиков, разрабатывавших учение о «высшей арийской расе», вслед за французом Гобино и англичанином Чемберленом. Так вот Вейнингер, не сумев, по его мнению, изжить в себе еврейское начало и стать подлинным германцем, покончил с собой. Сумасшедший? Наверное. Но как позже выяснилось, не он один сошел в Вене с ума на почве величия арийской расы.

Однако посмотрите внимательнее. А Проханов разве нормальный? А Дугин не сумасшедший? А Киселев, подражая им, разве не прикидывается психопатом? А ведь они теперь определяют мейнстрим российского информационного пространства. При этом Проханов и Дугин — патентованные антисемиты, а Киселев, если понадобится, мгновенно им станет. Или прикинется, что для него то же самое.

Еще более важным обстоятельством является то, что общексенофобскую направленность эволюции России индукционно подпитывала и постоянно наращивала посредством усиления пропаганды совокупная активность двух главных акторов общественно-политического процесса — Путина и его сторонников, то есть большинства населения. Ксенофобия в буквальном смысле слова — ненависть к чужим, не к таким, как ты сам. Да, население в значительной своей части страдает этнической ксенофобией, испытывая различной силы антипатию к «жидам», «чуркам», «хачикам», «чухне», а теперь еще и к «укропам». Периодически их стимулируют ненавидеть то «грызунов», то «эстов», то «лахов», то еще кого-то в зависимости от сиюминутной потребности.

Ксенофобия Путина, конечно, более сложная. го неприятие того, что резко отличается от него самого, лучше всего, конечно, выявила история тюремной одиссеи Ходорковского, хотя можно привести и другие примеры, особенно с задающими неприятные вопросы иностранными журналистами, когда Путин не мог скрыть свои эмоции. Этот маховик ненависти «Путин – пропаганда – население» раскручивается все быстрее, и до поры до времени бесы чувствует себя в нем уютно. Пока он не начинает крутиться настолько быстро, что скорость его вращения делается для них чрезмерной, и тогда звучит напоминание об их чужеродности.

В 1938-м Фрейду предлагали статус «ценного еврея», а когда он отказался, гестапо позволило ему уехать в Англию. В 1940-м нобелевскому лауреату Бергсону после аналогичного отказа уехать не пришлось, и он умер, простудившись в очереди на регистрацию в качестве «просто еврея». Оба они никогда Гитлера не поддерживали. Но за эти два года ситуация изменилась, и изменения привели к тому, что в лагеря смерти, а потом в газовые камеры и печи крематориев отправились многие, кто считал себя не просто немцами, а заслуженными перед Германией людьми, героями предыдущей войны. Их было многие десятки, а может быть, и сотни тысяч. И тысячи, а может быть, и десятки тысяч из них поддерживали Гитлера и способствовали его приходу к власти. Они были не только жертвами, но и творцами собственной трагедии. Они были творцами не только собственной, но и неизмеримо более масштабной трагедии.

Всегда есть разница между теми, кто поддерживает агрессию, и теми, кто борется за свободу. Одни роют могилы другим — и тем самым себе, другие борются на нашу и вашу свободу, потому что это тюремные камеры бывают разными, а свобода — всегда одна на всех, у кого она есть. Старая мудрость гласит, что чем больше свободы, тем лучше для евреев. Но даже Медведев знает, что не только для евреев.

Одинаково плохим для всех признаком является то, что первое должностное лицо страны никогда ни перед кем не извиняется. Отнюдь не только перед еврейским народом — Путин не отвечает за «черную сотню». Он не извиняется и за то, за что вполне отвечает. Он не извиняется никогда, ни перед кем, даже перед вдовами моряков «Курска», которых в дни их страшного горя обозвал «проститутками по 10 долларов».

Этот процесс «неизвинения» вполне логично приводит к нарастанию ксенофобного хамства, когда доцент МГИМО Четверикова, отправившись из аудитории престижного вуза на Селигер, учит там подрастающую смену «путинской гвардии»: «Сионизм — это движение за установление всемирного господства еврейских банкиров. Они финансируют язычников с целью разложения православия. А в католицизме христианского уже ничего не осталось, он иудаизировался».

Рискнет ли пригласить ее в свою передачу Соловьев? Не знаю. А Киселев даже не поморщится.

А вы говорите, Майдан...

На фото: Россия. Москва. 19 февраля. Главный раввин России Берл Лазар, президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг, президент РФ Владимир Путин и президент федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода (слева направо) во время посещения Еврейского музея и Центра толерантности.

Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Дружинин




Версия для печати
 



Материалы по теме

Кто выпил воду из крана, убил царя и споил русский народ // ЛЕОНИД ГОЗМАН
Спасай Россию // АНТОН ОРЕХЪ
Две тысячи лет вместе. Часть 1 // АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
Между интеллигентом и мудрецом // АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
Убийство из прошлого // АРИЭЛЬ КОЭН