Церковь и государство
20 апреля 2024 г.
Конструирование русского человека в массмедиа. Исследование аналитического центра «СТОЛ.КОМ»

ТАСС

Кто живет на территории России: человек советский, человек постсоветский, граждане России или русский народ? Спор об этом продолжается в публичной сфере, и его подогревает не просто поиск самоназвания, а различие в подходах к проектам консолидации российского общества. «Русский мир» или «гражданская нация»? Национальное государство или империя?

Этим темам был посвящен круглый стол, состоявшийся в середине октября в Meeting point на Охотном ряду, который был организован аналитическим центром «СТОЛ.КОМ». Разговор завели не на пустом месте – по инициативе аналитического центра с начала этого года в течение семи месяцев проводилось исследование массмедиа, которое ставило своей целью проследить содержательное наполнение понятия «русский человек». Отбор эмпирической базы проводился с помощью агентства «Интегрум», в итоге анализ строился на публикациях таких СМИ, как «Известия», «Новая газета», «Огонек», «Российская газета» (журнал «Родина»), «Эхо Москвы», «Дождь», «Спас» и др. (было проанализировано 410 текстов).

Автор исследования журналист и социолог Ольга Солодовникова призналась в начале презентации, что проделанная работа — своего рода пробный камень, попытка запустить тему, посмотреть, что медиа пишут о русском человеке и в каком контексте он «возникает».

Оказалось, что чаще всего о «русском человеке» вспоминают публицисты и журналисты (21% случаев), за ними идут церковные деятели и политологи (по 11%), от них немного отстают писатели и поэты (8%), а представители институтов власти в общей сложности набирают 7 процентов (хотя, оговариваются авторы исследования, объем их опосредованного влияния на дискурс через политологов/публицистов оценке не поддается).

«Русский человек» в медиа может выступать как субъект и как объект. Вторых случаев почти в два раза больше (соотношение на уровне 36 к 64%), при этом активно используются клише и образы-архетипы «русская женщина», «русский воин», «русский мужик». Им сопутствуют такие привычные понятия, как «русская душа», «русский дух».

Согласно первоначальной гипотезе, предполагалось найти разницу между использованием в СМИ понятий «русский человек» как соответствующего консервативной риторике и «российский человек» как соответствующего либеральной. Однако этой разницы выявлено не было — как правило, словосочетания выступают в роли синонимов.

Так же практически не делается разницы между «русским» и «советским»: «А русское — псевдоним советского, и не пытайтесь никому объяснить, что это не так, тем более иностранцам» (Ян Шенкман, «Новая газета»). Есть, впрочем, и противники такой позиции: «Империя выволакивает на рынок и успешно втюхивает миру в пиаровских целях цивилизацию, которую она убила. Потому что у власти сегодня, повторяю, как раз те, кто убивал эту цивилизацию!» (Виктор Шендерович, «Независимая газета»).

«Русский человек» работает на консолидацию российского общества, ибо чаще всего отсылает к рациональным основаниям для «народного единства», и фигурирует в самых разных ситуациях. В то время как «русский народ» предстает скорее словом-клише. Это всегда некая глыба, лежащая в основе великой или беззаконной (в зависимости от позиции издания) страны. Например: «Русский народ имеет некий цивилизационный код, который ничем не сдвинуть, не изменить. Русский народ, или народ российской империи, шире, чем любая идеология» (Валерий Фадеев, «Известия»).

Рядом с «русским человеком» почти всегда присутствует «государство». Почти во всех сферах своей жизни «русский человек» существует «по отношению» к государству. Что позволяет поставить вопрос о «главной проблеме (…) русского человека: как соединить ценность человеческой личности и достоинства и, одновременно, проникнуть душой в историю своего государства и любить ее?» (Александр Ципко, ТК «Культура»).

В исследуемый период было сделано два знаковых высказывания, породивших в СМИ вал комментариев. Одно принадлежит экс-главе «Антидопингового центра» России Григорию Родченкову: «Россия — это страна, где уже давно нет стыда и морали. Мне стыдно, что я являюсь русским» (газета.ру). Другое — актёру Алексею Серебрякову, сказавшему, что в России «национальной идеей являются сила, наглость и хамство». Авторы исследования отмечают, что ситуация «вины и стыда» является в большинстве случаев безысходной: признание вины рассматривается говорящими как поражение и потому не допускается. Причем не допускается даже некоторыми представителями церковного истеблишмента, хотя культура с христианскими корнями движима чувством вины. Вот, например, характерное высказывание Александра Щипкова, зам. председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: «Покаяние — это политтехнологическая задача обезоружить и сделать пассивным весь русский народ. Это способ вызвать паралич воли. Ты виноват? Плати!» (pravoslavie.ru). Призывы к покаянию на фоне почти всеобщего триумфализма занимают маргинальную позицию.

В общем объёме выборки только 3% текстов содержат помимо констатаций те или иные варианты проектов, рассчитанных на изменение/развитие образа «русского человека». Два характерных проекта обусловлены отношениями России с Западом: «русский человек» либо должен войти в орбиту европейских народов («И тот правитель придет на смену Владимиру Путину — тот, кто откроет и сформирует для России новую эпоху, кто будет реализовывать эту программу: Россия как Европа и ничего другого» (Станислав Белковский, «Эхо Москвы»), либо должен признать себя «наследником Чингизидов» и реализовать «право на экспансию во имя сохранения жизни и прав всякого русского человека, любой общины, считающей себя частью русского мира» (Захар Прилепин, ТК НТВ). Есть и посреднические предложения: возродить свою самобытность в среде европейских народов, отказавшись при этом от «права на экспансию» («В народе есть тоска по возрождению национального начала, русской культуры, русского слова, святости. Но пробиться к этому можно, только поняв, что мы потеряли и как это случилось, то есть покаявшись. А когда думают, что патриотизм должен быть связан с милитаризмом, — это всегда плод невежества и злоупотребление этим невежеством» (священник Георгий Кочетков, «Независимая газета»).

Наконец, часть проектов работает с антитезой «человек—государство» и предлагает пересмотреть отношения в рамках этой пары («Главный лозунг нынешнего дня, как мне кажется: “Давайте научимся любить своих детей больше, чем начальство”. Я думаю, это очень важный момент» /Ирина Прохорова, ТК «Дождь»/).

Исследование, по признанию его авторов, породило больше вопросов, чем ответов. Понятие «русский человек» обрастает новыми коннотациями, связанными с исторической памятью и проработкой опыта ХХ века. Вместе с тем, именно историческая память является сегодня наиболее ожесточенным полем боя различных социальных сил. Стоит ли в этой связи ожидать, что «русский/российский человек» — как конструируемое в публичном дискурсе понятие — сможет выступить субъектом консолидации новой России? Не будет ли это нести новые риски (того же

этнического национализма или имперского шовинизма)? Можно ли использовать своеобразную моду на дискурс о «русском человеке» для формирования идеи гражданской нации?

После презентации между присутствовавшими на круглом столе экспертами развернулось горячее обсуждение. Этнолог и политолог Эмиль Паин считает, что, да, дебаты о «русском человеке» свидетельствуют о том, что «российское общество беременно гражданской нацией». Социолог и философ Григорий Юдин настроен более скептически: никаких внятных предложений по поводу «русского человека» нет — «это пустое означающее, которому придает смысл только негативное наполнение». Весь вопрос в том, на его взгляд, кто сможет дать этому понятию позитивное содержание, которое позволит двигаться дальше. Священник Георгий Кочетков согласился с тем, что сейчас в России нет собирающего начала, поэтому непонятно, «кем беременна Россия». Человек постсоветский для него — некоторое промежуточное состояние между тем, что было, и тем, что должно родиться.

По мнению профессора НИУ ВШЭ Ольги Вендиной, «русский человек» отталкивается от «советского человека», разоблачая его банальную сущность, и сейчас важно понять, в каком направлении меняется общество. Она отметила, что, говоря о «русском человеке», мы невольно обращаемся к теме идентичности, и тут не всегда оправданна работа на контрастах. При таком подходе вымывается срединная часть и картина оказывается гораздо более полярной, чем она есть на самом деле.

Общественный деятель и журналист Митя Алешковский, пожалев, что авторы не включили в число источников националистическое интернет-издание «Спутник и Погром», которое наверняка добавило бы в дискурсивное поле новые темы и смыслы, одновременно отметил, что подобные исследования помогают сделать шаг вперед к гражданской нации.

Обсуждение завершил дружеский фуршет, во время которого волонтеры, участвовавшие в проекте, рассказали, что для них при опросах важно было не только получить ответ, но и заставить людей задуматься о себе и происходящем в обществе.

 
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

 

 












  • Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...

  • РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.

  • Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Отставка без благодарности
8 ИЮНЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Отставка митрополита Илариона без вынесения ему принятой по правилам церковного этикета благодарности за понесенные труды является очевидной опалой. Тем более что он перестал быть не только министром иностранных дел церкви и, соответственно, постоянным членом Синода, но и главой фактически организованной им Общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ. Маленькая епархия в центре Европы не является достаточной компенсацией даже в условиях, когда венгерский премьер Виктор Орбан — чуть ли не единственный лидер Евросоюза, благожелательно относящийся к московскому патриарху: он только что заблокировал введение санкций против Кирилла.
Ценности нашего общества
1 ИЮНЯ 2022 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 мая, когда министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту Путину о полном взятии под контроль Мариуполя, а в Госдуму внесли законопроект об отмене возрастного предела для контрактников, церковный министр иностранных дел и ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион читал в Российской академии народного хозяйства и государственной службы доклад на тему: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Подробно рассказав, как эпизод воскресения Христа изложен во всех четырех Евангелиях, сколько раз Иисус являлся ученикам и каким именно...
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2022
Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...
Пасха и молчание
24 АПРЕЛЯ 2022 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Необычна Пасха в этом году — трудная. И знакомый возглас — Христос воскрес! — застывает в воздухе, если он обращен к другу, допустим, в Киеве. Пилат слабо противился казни невинного человека. Никодим и Иосиф Аримафейский — влиятельные люди и друзья Иисуса — не пошли в синедрион, чтобы его спасти. Женщины стояли поодаль и активно не протестовали. В истории множество примеров невинных жертв, и мы ничего не можем с этим поделать. Только молиться. Только стараться услышать, что говорит нам Бог. И здесь мы входим в пространство, где раздаются вопросы о коллективной вине, коллективной ответственности и народном покаянии...
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил свой ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году»
1 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вчера в Славянском правовом центре состоялась презентация результатов исследования. Как всегда, доклад Информационно-аналитического центра "СОВА"* основан на данных мониторинга, который центр ведет постоянно вот уже много лет. Выводы его неутешительны. Поскольку один из разделов обновленной версии Стратегии национальной безопасности, принятой в июле, посвящен защите духовно-нравственных ценностей, властный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который наблюдается в течение нескольких последних лет, сохраняется.
Власти наступают, православная общественность теряет запал
2 АПРЕЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" «Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 году». В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19. В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
Конкурс мракобесия
11 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) издал богословское заключение № 5/19 в соответствии с которым «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая». Богословское заключение № 5/19 – это четкая инструкция. Пошаговая. «Люди Писания» – это христиане и иудеи. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. 
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020
Александр Верховский: Смысл запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе...
В СМИ
11 НОЯБРЯ 2020
РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.
В блогах
11 НОЯБРЯ 2020
Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...