Что делать?
11 августа 2022 г.
Еще раз о пользе разделения властей
6 ДЕКАБРЯ 2021, ВИКТОР МИХАЙЛОВ



Опросы граждан свидетельствуют, что подавляющее большинство россиян не понимают сути такого лекарства от автократии, как система сдержек и противовесов во власти, как настоящее, а не фиктивное разделение властей. Возможно эта статья кому-то пойдет на пользу

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти во всех современных демократических государствах. Главная цель разделения властей — не допустить монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к нарушению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом независимые ветви власти должны сдерживать, уравновешивать и контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов. Создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия и сотрудничества при решении общих задач и проблем. Все это и называется системой сдержек и противовесов.

       Идея о разделении законодательной и исполнительной власти была сформирована в труде средневекового мыслителя Марсилия Падуанского, который писал о необходимости отделить одну ветвь от другой с целью создания невозможных условий узурпации всей власти в государстве одной из них. Однако некоторые признаки разделения властей существовали еще в VI-IV веках до н.э., когда в персидской империи Ахеменидов военачальники не обладали какой-либо административной властью, а войска не подчинялись правителям. Частично эти принципы использовались и в последних периодах римского государства. Окончательно концепция разделения властей сформировалась в Европе в XVIII веке, в период буржуазных революций. В ее основе была идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Один из основоположников теории разделения властей Шарль-Луи Монтескье выразил ее сущность так: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

       Разделение властей — очень важный фактор доверия народа страны к власти. Граждане должны быть уверены, что суд выносит свои решения на основании представленных материалов, доводов защиты и обвинения, а не по звонку «сверху». Они должны быть уверены, что избранные ими депутаты принимают законы в их интересах, а не так, как выгодно исполнительной власти. Они должны быть уверены, что исполнительная власть будет действовать строго в рамках закона, иначе независимый суд пресечет самоуправство.

       Итак, система разделения властей включает в себя: четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти; взаимный контроль, систему сдержек и противовесов; взаимодействие и координацию деятельности всех ветвей власти.

       Дополнительную устойчивость принципу разделения властей придает конкуренция и соперничество различных политических партий. Постоянное соперничество за голоса избирателей и регулярность проведения выборов в органы власти приводят к тому, что ни одна партия не может гарантировать себе вечное большинство в парламенте.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Судебный надзор должен обеспечить защиту от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих права и свободы граждан.

       Конкретная реализация системы сдержек и противовесов определяется существующей формой правления, формой государственного устройства, историческими и правовыми традициями.

       Обычно выделяют республики с такими формами правления: президентской (например, США, страны Латинской Америки), парламентской (большинство европейских республик) и смешанной (самый яркий пример — Франция). Смешанную модель еще называют президентско-парламентской или полупрезидентской. 

       Президентская республика — государство, в котором в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства.

       Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий и, как правило, избирается не всенародным голосованием, а депутатами парламента. В современных европейских монархиях фактически осуществляется парламентская форма правления, монарх наделен лишь представительскими функциями. 

       Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с контролем парламента за деятельностью правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны.

       В каждой из этих форм государственного устройства существует своя модель системы сдержек и противовесов. Рассмотрим характерные черты каждой.

 

Парламентская форма правления (на примере ФРГ)  

       Правительство формируется парламентским большинством, его лидер занимает пост канцлера (т.е. премьер-министра). Правительство несет ответственность перед Бундестагом. В случае конфликта Бундестаг может выразить недоверия правительству, что влечет за собой его отставку, а правительство имеет право роспуска Бундестага.

       Исполнительная власть обеспечивает исполнение законов, принятых парламентом, а также решений судов и их материально-техническое обеспечение.

       Судебная власть взаимодействует с законодательной и исполнительной властями по следующим направлениям. Бундестаг формирует Федеральный конституционный суд ФРГ, принимает законы о судоустройстве и судопроизводстве. Но важно, что в соответствии с законом в определенных случаях решения Федерального конституционного суда имеют силу законов. То есть граждане и местные органы власти имеют право оспорить в суде неправомерные, с их точки зрения, статьи законов, принятых Бундестагом. Это их право служит эффективной составляющей системы сдержек и противовесов во власти.

Судебная власть рассматривает различные споры между Федерацией и землями и между землями, осуществляет судебный конституционный контроль, а также, в определенных случаях, осуществляет правосудие по отношению к депутатам парламента.

Но и Бундестаг оказывает влияние на работу судов. Если судья допустил определенные нарушения, то, по ходатайству Бундестага, Федеральным конституционным судом он может быть переведен на другую должность или отправлен в отставку.

 

Президентская форма правления (на примере США)

       Очень развита система сдержек и противовесов в США. В этой стране принцип разделения ветвей власти проработан до мелочей, даже принципы формирования каждой из них кардинально отличаются, чтобы еще четче отделить их друг от друга. Формирование исполнительной и законодательной власти происходит независимо друг от друга, срок полномочий избранных функционеров каждой  ветви власти тоже разный. То есть обновление ветвей власти происходит постепенно, а не единовременно.      

       Президент не имеет полномочий на роспуск парламента; парламент может объявить импичмент президенту, но не может выразить недоверие правительству; правительство не несет политической ответственности перед парламентом.

       Президент может наложить вето на законопроект, вернув его в Конгресс с изложением своих возражений. После повторного рассмотрения Конгресс может преодолеть вето двумя третями голосов в обеих палатах. Если президент не подписывает его и не возвращает в Конгресс с возражениями и Конгресс не закрывает заседание, то закон становится законом через десять дней. Если президент ничего не делает с законопроектом и Конгресс закрывается до десятого дня, то срок действия законопроекта истекает и он не становится законом (так называемое «карманное вето»).

Карманное вето не может быть отменено, поэтому для того, чтобы этот законодательный акт был принят, необходимо внести и принять новый законопроект (после чего на него снова может быть наложено вето). [i]

       По информации Конгресса, 37 из 44 президентов США пользовались правом вето, которое с 1789 года накладывалось 2572 раз. Из этого количества 58,6% были обычными вето, а 41,5% — «карманными».

       Президентом выдвигаются и назначаются судьи Верховного суда, судьи апелляционных и окружных судов и судьи Суда международной торговли. Но их кандидатуры должны быть согласованы с Сенатом. Исполнительная власть обеспечивает материально-техническую поддержку судов, а также обеспечивает их безопасность.      

В США, как и в Германии, Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности федеральных законов. Более того, Верховный судья председательствует в суде над президентом США в случаях выдвижения требования об импичменте президента!

       Конгресс обладает важнейшими полномочиями по отношению к судебной власти США. Он разрешает создание нижестоящих судов, определяет их юрисдикцию, количество судей в каждом из судов, т.е. фактически формирует систему судоустройства. Важно, что именно Конгресс решает, кто из выдвинутых президентом кандидатов на должность судьи Верховного суда станет в конечном итоге судьей.

Конгресс также выделяет из федерального бюджета ассигнования на функционирование судебной системы США, что составляет около двух десятых процента от всего федерального бюджета.

       Судьи в США назначаются пожизненно и могут быть отстранены от должности только Конгрессом.

       Верховный суд осуществляет судебный конституционный контроль по отношению к федеральным законам, а также толкование и применение только федеральных законов.

 

Смешанная форма правления (на примере Франции)    

В полупрезидентской системе правления помимо президента во власти существует должность премьер-министра.

       Президент и правительство обладают как совместными, так и самостоятельными полномочиями. Некоторые полномочия президент Французской республики осуществляет совместно с правительством. В этом случае акты главы государства требуют процедуры контрассигнации, т.е. подтверждения подписи президента премьер-министром. К таким полномочиям относят руководство внешней политикой.

       Формирование правительства осуществляется президентом, президент прекращает полномочия премьер-министра и остальных членов правительства; правительство несет двойную ответственность перед президентом и нижней палатой парламента, которая может вынести резолюцию порицания правительству, последствием чего будет его отставка.

       Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента по политическим соображениям. В случае если в парламенте большинство членов относится к иной политической силе, то президент реально вынужден согласовывать кандидатуру премьер-министра с парламентом. Так, социалист Миттеран был президентом при правом правительстве, а голлист Ширак — при левом.

       Во Франции используется простое (слабое) отлагательное вето — для того чтобы закон вступил в действие без подписи главы государства, требуется повторное принятие его парламентом, причем той же процедурой, как и в первый раз. Например, если закон принят простым (или абсолютным) большинством голосов в первый раз, то таким же большинством он должен быть принят заново. Происходит как бы повторная процедура принятия. После этого закон должен быть подписан в течение 15 дней после передачи его в правительство.

       И президент, и исполнительная власть в лице министра юстиции принимают участие в формировании судебной власти. Председателем Высшего совета магистратуры является президент, а вице-председателем — министр юстиции. В состав Совета также входят пять судей, прокурор, член Государственного совета и еще по два лица, которые назначаются президентом, председателями Национального собрания и Сената. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним.

Президент обладает правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры.

       Конституция Французской республики предусматривает досрочное прекращение полномочий президента в результате смерти, добровольной отставки, возникновения препятствий к исполнению обязанностей или обвинения в государственной измене. Такое обвинение может быть предъявлено, если за него проголосуют две трети депутатов в каждой из палат парламента. Затем дело передается в специальный суд — Высокую палату правосудия. Наличие препятствий к осуществлению президентом обязанностей определяется абсолютным большинством членов Конституционного совета по запросу правительства. В истории Пятой республики была одна добровольная отставка де Голля в 1969 году и один случай смерти президента Помпиду в 1974 г.

Полномочия президента усиливаются назначением председателя Конституционного совета, который обладает правом решающего голоса при равенстве голосов. Орган конституционной юрисдикции — Конституционный совет — обладает полномочиями по контролю за выборами президента, объявляет результаты голосования; выносит решение о правильности избрания депутатов и сенаторов в случае их оспаривания; осуществляет предварительное рассмотрение законодательного предложения, выносимого на референдум, на предмет соответствия его конституции, объявляет результаты референдума, а также осуществляет предварительный конституционный контроль регламентов палат парламента, Национального собрания и Сената. Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию.

И президент, и парламент принимают участие в выдвижении и назначении кандидатов на должность членов Конституционного совета: три от президента, по три от каждой из палат парламента.

Члены правительства подсудны за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей и квалифицируемые как преступления или правонарушения средней тяжести. Палата правосудия, рассматривающая такие дела, состоит из пятнадцати судей, избираемых Национальным собранием и Сенатом и трех судей Кассационного суда, один из которых председательствует в палате.

 

Ситуация с разделением властей в РФ

Система сдержек и противовесов существует и в Российской Федерации. Формирование принципов разделения властей в России началось совсем недавно, после распада Советского Союза. В кратчайшие сроки были созданы новые органы власти. Законодательную ветвь представляет двухпалатный Совет Федерации, исполнительную — правительство, судебную — Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды.

В целом власть в Российской Федерации формируется по президентско-парламентской модели, однако президент РФ обладает намного большими полномочиями, чем президент Франции.

В соответствии с Конституцией с внесенными в 2020 году поправками он осуществляет общее руководство правительством Российской Федерации, назначает по согласованию с Государственной думой председателя правительства Российской Федерации  и освобождает его от должности; после консультаций с Советом Федерации назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов силового блока, а также министров иностранных дел и юстиции.

Назначает он и до 30 членов Совета Федерации, в том числе до 7 — пожизненно, а также сам входит в его состав после истечения срока своих полномочий. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя, заместителя председателя и судей Конституционного и Верховного судов, назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур. В ряде случаев, связанных с разногласиями при формирования правительства, или в случае выражения Государственной думой недоверия правительству, президент вправе распустить Государственную думу и назначить новые выборы.      

Президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых Государственной думой, которое может быть преодолено квалифицированным большинством в две трети от общего числа сенаторов и депутатов Государственной думы.

Определенными полномочиями в рамках установленной системы сдержек и противовесов обладают правительство и Федеральное собрание РФ. В частности, председатель правительства Российской Федерации представляет Государственной думе на утверждение кандидатуры своих заместителей и федеральных министров (кроме силового блока, юстиции и иностранных дел). Государственная дума может выразить недоверие правительству. Кроме того, к ведению Думы относится «выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности».

Совет Федерации по представлению президента может отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, и при невозможности сохранения статуса судьи.

За Конституционным судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ и объявлять недействительными акты органов государственной власти. Конституционный суд в порядке, установленном законом, решает, какие постановления международных судов исполнять, а какие нет.

***

Практически все современные государства декларируют свою приверженность принципам теории разделения ветвей власти. Однако некоторые страны, склонные к авторитарному или даже тоталитарному характеру правления, демонстрируют этот принцип исключительно на бумаге. В реальности многие полномочия в таких странах концентрируются в руках одной личности, а судебные, исполнительные и законодательные органы власти лишь внешне играют роль независимых друг от друга.

Почему разделение властей в этих странах играет роль декораций? Прежде всего это связано с сохранившимися средневековыми обычаями народов, с их склонностью к традиционному монархическому обустройству «естественных» государств. Чтобы разделение властей в таких странах стало реальностью, потребуются многие десятилетия просвещения. И не только образованной части народа.

***

Создатели теории системы сдержек и противовесов считали ее некой универсальной формулой, которая позволит предотвратить узурпацию власти какой-либо одной ветвью. Это было актуально в эпоху империй и монархических династий, но в XX веке в игру вступили прежде не существовавшие международные и межправительственные организации, которые также наделены определенной властью по отношению к ее членам — государствам. Классическая система сдержек и противовесов уже не отражает полноценно все политические реалии современного мира.

В процессе развития государств их строение становилось все более сложным и многогранным. Постепенно четкая грань между тремя ветвями власти стала размываться. Некоторые функции могут быть как у одной, так и у другой ветви. Современные политологи считают, что влиятельные политические институты, общественные организации, политические партии и СМИ — также часть сдержек и противовесов. По их мнению, эти органы тоже позволяют контролировать полномочия отдельно взятой ветви власти.

 

При подготовке статьи использовались материалы с сайтов   BusinessMan.ru, Advgazeta.ru, Studfile.net, Be5.biz, Wiselawyer.ru, FB.ru, Okpravo.ruhttps://ru.abcdef.wiki/wiki, State-usa.ru, Newreferat.com, constitutionrf.ru.

_____________________________________
[i]
  Вокруг права «карманного вето» ведутся длительные споры между Конгрессом и президентом США. Очевидно, что президентам нравится идея карманного вето, так как его нельзя преодолеть. Однако, право такого вето наступает при двух условиях: Конгресс должен находиться в отпуске, а также должна отсутствовать возможность вернуть ветированный законопроект Конгрессу.

 












  • Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...

  • Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.

  • Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
К чему ведет вера в вождя?
6 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вождизм, авторитаризм, абсолютизм власти – все эти термины, по сути, описывают одни и те же отношения в обществе: веру большинства народа верховному правителю и послушный театр марионеток в его окружении. Как бы ни назывались филиалы этого театра – Государственная дума, Сенат или Совет безопасности. В современном мире много стран с авторитарными режимами власти. Наиболее развиты они на Востоке, в образе «восточного деспотизма». Исторически сложилось так, что и народ России тоже привык подчиняться правителю, обладающему абсолютной властью. В таких странах, как Россия, Северная Корея, Китай, Туркмения, Куба, авторитарная власть определяет все сферы общественной жизни.
Прямая речь
6 МАРТА 2022
Игорь Яковенко: Безумие этой политики в том, что Россия — часть европейской цивилизации...
В СМИ
6 МАРТА 2022
Коммерсантъ: — Вождя не трожьте! — веско выступил пенсионер.— Меня тут в пионеры принимали, я хочу вспомнить, как это было.
В блогах
6 МАРТА 2022
Культура Достоинства: Как менялась Россия за 40 лет? Коротко! За 5 минут! (видео).
Московия 3.0. Есть ли шансы выскочить из исторической колеи?
26 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Модернизация в разных проявлениях. В XX веке в счастливую пору послевоенного расцвета и краха колониальных империй родилась теория модернизации. Она видела страны-образцы, среди которых безусловным лидером были процветающие США, и страны, которым надо постараться быть на них похожими. Для этого нужно было быть рыночными, а главное – демократическими. Модернизация виделась: с одной стороны, как продвижение к зрелому рыночному хозяйству и демократическому устройству, под которым понималось представительное (выборное) правление, разделение властей, верховенство права, права и свободы человека; с другой стороны...
Сказка об инопланетянах
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Давайте посмотрим правде в глаза. Человечество стоит на грани вымирания. Путинская политика балансирования на грани войны с Украиной, стягивание вооруженных формирований к границе, готовность российских солдат и офицеров выполнить приказ главнокомандующего, каким бы чудовищным он ни был, говорят именно об этом. Как и результаты социологических опросов, свидетельствующие об одобрении немалой частью россиян возможных военных действий против соседей. Все это – признак крайне опасной ситуации. Ядерная война возможна, а чем она закончится, не знает никто.
Куда ведет средневековое сознание
14 ФЕВРАЛЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Войны за территории – это реалии всей истории человечества. Люди убивали соседей, говорящих на другом языке, чтобы захватить их земли. Всегда находились добровольцы, причем с обеих сторон. Нередко это объясняют идеологическими причинами. Мол, люди были готовы умирать за идеи, например, за идею фашизма или коммунизма. Но если смотреть на вещи объективно, то приходится признать, что идеология занимает в этом мало места. Главное – желание захватить территорию для расселения. Это черта внутривидового естественного отбора – по Дарвину. Вспомним, что Гитлер обещал немцам украинские черноземы, если Германия завоюет земли СССР. И этот крючок срабатывал.
Местное самоуправление – школа демократии. Опыт Финляндии
4 ФЕВРАЛЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Тротуары в Петербурге завалены снегом и льдом. Колея на проезжей часть улиц, сугробы на тротуарах. Старики не могут дойти до магазинов, не рискуя сломать ноги, очереди покалеченных в травмпунктах. Почему так? Городские власти в очередной раз демонстрируют свою неспособность справиться с таким неожиданным стихийным бедствием, как зима. А «свои» частные компании только осваивают деньги налогоплательщиков. Таковы реалии городского управления в России 2022 года. Если сравнить ситуацию с уборкой улиц в Петербурге и Хельсинки — это небо и земля. Потому что в России местное самоуправление — фикция. А ведь местное самоуправления не просто дает гражданам возможность влиять на условия жизни, оно служит школой демократии. Финны в этом подают нам пример.
Азиатский способ производства. Уроки для России
26 ЯНВАРЯ 2022 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Нельзя построить отношения собственников на конкурентном рынке без правил, обязательных для всех. То есть в Европе закон — и в сознании людей, и на практике — важнее указаний чиновника. А при азиатском способе указания чиновника всегда важнее закона, «закон что дышло, как повернул, так и вышло».
Как изменить мотивацию у чиновников
17 ЯНВАРЯ 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия! Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих».