Церковь и государство
06 декабря 2022 г.
Пасха и молчание
24 АПРЕЛЯ 2022, БОРИС КОЛЫМАГИН



Необычна Пасха в этом году — трудная. И знакомый возглас — Христос воскрес! — застывает в воздухе, если он обращен к другу, допустим, в Киеве.

Ведь восклицая так, мы фактически говорим: умри. Потом да, потом воскреснешь. А сейчас — уходи. Так, что ли, получается? Даже самые высокие слова утрачивают смысл, значат в нашей ситуации совсем не то, что мы в них вкладываем.

Из молчания, если оно наполнено внутренней глубиной, родится слово. По крайней мере, так учат святые отцы. Да и поэт не случайно заметил: «Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь».

Но наше молчание не имеет выхода. Оно — от бессилия. Духовные основы жизни девальвированы. И подмены следуют одна за другой.

Исчезает язык, на котором мы можем сказать правду. Всегда получается в сторону, обращение к речевым практикам прошлого — и слепота в настоящем.

«Сделайте хоть что-нибудь!» — доносится крик со стороны невинной жертвы. И перед нами плывут картины Страстной седмицы.

Пилат слабо противился казни невинного человека. Никодим и Иосиф Аримафейский — влиятельные люди и друзья Иисуса — не пошли в синедрион, чтобы его спасти. Женщины стояли поодаль и активно не протестовали.

В истории множество примеров невинных жертв, и мы ничего не можем с этим поделать. Только молиться. Только стараться услышать, что говорит нам Бог.

И здесь мы входим в пространство, где раздаются вопросы о коллективной вине, коллективной ответственности и народном покаянии.

Да, лично я ни в чем не виноват. Само понятие коллективной вины, по-моему, бредово. Но коллективную ответственность никто не отменял. О ней много пишет Ханна Арендт.

Согласно Арендт, избежать ее можно, если отправиться в эмиграцию, стать беженцем. Я этого не делаю. Значит—виноват. Как виноват был в советские годы за то, что кругом стояли обезглавленные храмы.

Но гораздо серьезней, на мой взгляд, вопрос о народном покаянии, ибо именно с ним связана проблема пересмотра национального нарратива. Об этом внятно пишет философ Григорий Гутнер в изданной посмертно книге «Избранные статьи». В попытке свести покаяние к чисто индивидуальному акту есть доля лукавства, утверждает Гутнер. Ведь индивидуальный акт может иметь публичное значение.

Впервые, напоминает философ, покаянная тема прозвучала у эмигрантов первой волны. Есть небольшая, но важная статья Георгия Федотова с выразительным названием «О национальном покаянии».

Главная мысль статьи: большевистский переворот есть результат отвращения большинства народа от подлинного христианства, воспринятого Русью в киевской купели. Идеал христианства был принесен в жертву славе и мощи. Стилизованный по православному Ксеркс стал идеалом православного царя и всего русского мнимо-христианского национализма.

Федотов, замечает Гутнер, пытается пересмотреть традицию, выявить в ней исток грядущего зла. Однако, по мнению автора, Федотов заблуждался в характере имперско-мессианского нарратива, поскольку тот не был национальным и разделялся лишь небольшой группой, принадлежащей к образованному слою.

Национальный нарратив, по мысли Гутнера, сложился в советские годы. Революция и все войны, в которых участвовал СССР, вписались в этот ряд событий. В него же входит и пантеон народных героев, включая Ленина и Сталина.

Именно этот нарратив сформировал нашу идентичность и отчасти продолжает формировать ее до сих пор. Но придерживаться его сегодня — позиция нравственно-ущербная.

Национальное покаяние, согласно Гутнеру, это смена нарратива, замена его принципиально иным. Но сейчас даже возможности этого нарратива трудно представить. Говоря об этом, Гутнер вспоминает известную фразу Хайдеггера, сказанную, правда, по несколько иному поводу: «Спасти нас может только Бог».

И еще несколько слов о немоте. Я обретаю речь, когда обращаюсь к судьбам конкретных людей. Это не язык геополитики и идеологии. Это язык человеческой солидарности. Для меня этот язык связан с поэзией, поэтому ниже я приведу некоторые тексты, записанные на нем:

простенькая программа

«православный»

и в нее запускают вирус

и все дела

ничего христианского то есть:

один аватар

+

представляю

ужас человека

перед зачисткой города

ничем не могу ему помочь:

сердце в беде

+

у него под окном

большая лужа

и в нее прилетел осколок

к счастью,

никого не задел

+

что значит человек

без этого и того

того и другого?

что значит человек

голый

на бильярдном столе

и беззащитный

от удара?

+

он читал лекцию о Канте

в бомбоубежище

во время налета,

больше ничего не скажу,

вспомнил

искорки его глаз

и слегка дрожащий голос

+

И т.д. Я очень рад,

Солнце светит на парад,

Солнце светит будь здоров,

Я иду, я будь готов.
.


Фото: архив ЕЖ
.












  • Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...

  • РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.

  • Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Отставка без благодарности
8 ИЮНЯ 2022 // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Отставка митрополита Илариона без вынесения ему принятой по правилам церковного этикета благодарности за понесенные труды является очевидной опалой. Тем более что он перестал быть не только министром иностранных дел церкви и, соответственно, постоянным членом Синода, но и главой фактически организованной им Общецерковной аспирантуры, готовящей интеллектуальную элиту РПЦ. Маленькая епархия в центре Европы не является достаточной компенсацией даже в условиях, когда венгерский премьер Виктор Орбан — чуть ли не единственный лидер Евросоюза, благожелательно относящийся к московскому патриарху: он только что заблокировал введение санкций против Кирилла.
Ценности нашего общества
1 ИЮНЯ 2022 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
20 мая, когда министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту Путину о полном взятии под контроль Мариуполя, а в Госдуму внесли законопроект об отмене возрастного предела для контрактников, церковный министр иностранных дел и ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион читал в Российской академии народного хозяйства и государственной службы доклад на тему: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». Подробно рассказав, как эпизод воскресения Христа изложен во всех четырех Евангелиях, сколько раз Иисус являлся ученикам и каким именно...
Прямая речь
24 АПРЕЛЯ 2022
Мария Олендская: Я уже много лет каждую пасхальную субботу... Такого уныния, безхозности, непасхальности не видела никогда. Мне 58 лет...
Информационно-аналитический центр «СОВА» представил свой ежегодный доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году»
1 МАРТА 2022 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Вчера в Славянском правовом центре состоялась презентация результатов исследования. Как всегда, доклад Информационно-аналитического центра "СОВА"* основан на данных мониторинга, который центр ведет постоянно вот уже много лет. Выводы его неутешительны. Поскольку один из разделов обновленной версии Стратегии национальной безопасности, принятой в июле, посвящен защите духовно-нравственных ценностей, властный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который наблюдается в течение нескольких последних лет, сохраняется.
Власти наступают, православная общественность теряет запал
2 АПРЕЛЯ 2021 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В конце марта в Славянском правовом центре состоялась презентация доклада Информационно-аналитического центра "СОВА" «Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 году». В докладе затронута тема репрессий в отношении религиозных меньшинств, проанализированы новые законодательные инициативы, направленные на ограничение религиозной свободы; а также особенности религиозной жизни в условиях борьбы с пандемией COVID-19. В презентации принимали участие автор доклада эксперт Центра "СОВА" Ольга Сибирева, директор Центра Александр Верховский, религиовед, доцент кафедры истории религий РГГУ Борис Фаликов и другие.
Конкурс мракобесия
11 НОЯБРЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) издал богословское заключение № 5/19 в соответствии с которым «межконфессиональные браки, в частности, с представительницами людей Писания, на территории РФ недопустимы и возможны лишь в определенных единичных случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства данного конкретного случая». Богословское заключение № 5/19 – это четкая инструкция. Пошаговая. «Люди Писания» – это христиане и иудеи. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. 
Прямая речь
11 НОЯБРЯ 2020
Александр Верховский: Смысл запрета ясен: побудить мужчин-мусульман, женящихся на немусульманках, обращать своих жён в ислам. Главное – чтобы дети воспитывались в исламе...
В СМИ
11 НОЯБРЯ 2020
РБК: В исламе всегда стоял запрет на браки между мусульманами и представителями других религий. Он помогает сохранить семьи... Об этом сообщил муфтий Чечни Салах-Хаджи Межиев.
В блогах
11 НОЯБРЯ 2020
Иван Беляев: Если Ильшат Равилевич Зарипов и Елена Ивановна Смирнова придут в ЗАГС, никто у них справку от ДУМ РФ не попросит. Тем более, если они захотят просто жить вместе...
Храм победы над церковью
15 ИЮНЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В «лихие 90-е» по Москве ходила невеселая шутка: те, кто взялся строить капитализм в России, в силу своего образования строили его таким, каким он описывался в советских учебниках политэкономии — диким и варварским. Со всеми вытекающими последствиями. 14 июня можно было увидеть, какой храм способны построить те, кто большую часть сознательной жизни исправно получал зачеты по научному атеизму. В военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке был торжественно освящен патриарший собор в честь Воскресения Христова — главный храм Вооружённых сил.