КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахСмерть в Аргуне

gzt.ru/ng.ru
Одно из событий, активно комментировавшихся на прошедшей неделе — гибель Абдул-Халима Сайдулаева в чеченском городе Аргун в прошлую субботу, 17 июня 2006 года. Год, три месяца и девять дней он пробыл главой Чеченской республики Ичкерия, продолжающей подпольное, партизанское существование. Сайдулаев ещё летом 2002 года был назван преемником Аслана Масхадова, и при жизни сам назвал своего преемника — Доку Умарова. Но если Масхадов был для чеченского сопротивления избранным президентом, а Сайдулаев, скорее, духовным авторитетом, то Умаров — просто один из виднейших полевых командиров, его имя обычно упоминали в одном ряду с Шамилем Басаевым. Андрей Бабицкий, говоривший с ним год назад в одном из горных лагерей в Чечне, описывает его как человека уставшего, рано постаревшего, но не видящего альтернативы войне, пока Россией правит Путин. Все близкие родственники Умарова, 70-летний отец, брат, жена и полугодовалый ребенок, летом прошлого года были похищены и, видимо, удерживаются в качестве заложников. Однако вряд ли это может повлиять на Умарова: вспомним, что похищение в конце 2004 года семерых родственников Аслана Масхадова не принудило его к сдаче.

Гибель Сайдулаева была случайностью, - но случайностью закономерной. Опасная должность. Частый гребень "контртеррора" оставляет подполью мало шансов - что в послевоенной Прибалтике и Западной Украине, что в Чечне. Но есть и другая закономерность, выраженная в сегодняшнем заявлении Доку Умарова. Если Сайдулаев принял под свое командование силы в других кавказских республиках, то Умаров говорит о создании новых "фронтов" и в других регионах России. Перспектива сколь неприятная, столь и серьезная. Впору вспомнить масхадовский запрет на перенос боевых действий за пределы Чечни. Гибель Абдул-Халима Сайдулаева вряд ли означает "окончательное решение" чеченского вопроса, скорее, его еще большее осложнение.

Так вот, комментариев относительно значения случившегося 17 июня было предостаточно. Даже больше, чем попыток понять: а что, собственно, произошло? В этом соотношении есть своя логика: чем меньше знания, тем больше места остаётся для спекуляций, сиречь рассуждений. Этот жанр "довлеет дневи", к чему бы мы ни обратились: зайдёт ли речь о новостях кремлёвских и около (об Устинове, к примеру) или же о "славных днях Кавказа".

Главная версия случившегося в Аргуне 17 июня была озвучена в первые же часы и дни. "При отработке оперативной информации сотрудники полка милиции специального назначения номер 2 имени Ахмата Кадырова и Аргунского РОВД установили местонахождения Сайдулаева и при оказании вооруженного сопротивления уничтожили его" — об этом сообщил "Интерфаксу" министр правительства Чеченской республики (не путать с Ичкерией!) Муслим Хучиев. В чеченском МВД — ведомстве, по идее, наиболее информированном, — "Интерфаксу", не раскрывая деталей, заявили, что "спецоперация по уничтожению лидера так называемой Ичкерии в Аргуне была тщательно спланирована и продумана до мелочей".

И, конечно, много комментировал смерть Сайдулаева Рамзан Кадыров — ведь это же была заслуга его людей! Стоя над лежащим в луже крови полуобнаженным телом, он заявил, что "главного террориста" продал за полторы тысячи рублей кто-то из его приближенных — тому-де "не хватало денег на грамм героина". Сам же Сайдулаев якобы прибыл в Чечню для подготовки крупных терактов, приуроченных к встрече "большой восьмерки"... Но в Аргуне его ждала засада. В общем, есть чем гордиться...

В подробностях же, по версии "силовиков", дело обстояло таким образом. Сайдулаев с несколькими приближенными жил в "частном секторе", на улице Свободы в недавно построенном поселке. Утром домовладение было блокировано милицией и ФСБ. Завязался бой. Боевики попытались прорваться. Уйти удалось лишь двум охранникам. Сам Сайдулаев был убит. Неофициально в тех же силовых структурах говорили, что операция отнюдь не была "тщательно спланированной", а была скорее случайной — "удача". И что участвовали в ней только местные "силовики". В том самом "индейском посёлке" на окраине Аргуна в одном из домов начался ремонт. Один из бригады наемных рабочих, копавших колодец, как пишет "Коммерсант", рассказал местным милиционерам о подозрительных бородачах, что прятались в подвале соседнего заброшенного особняка. Утром по адресу для проверки выехали из райотделов несколько милиционеров и эфэсбешников. Боевики же услышали шум машин, первыми открыли огонь и стали кидать гранаты. Как долго там скрывался Сайдулаев, пишет уже "Газета" со ссылкой на управление ФСБ по Чеченской Республике, неизвестно: "Может зашел туда всего на 15 минут, а может жил несколько недель, будем выяснять..."

Сепаратисты, особенно их радикальное крыло, по-своему комментировали ход и исход боя в Аргуне. Что-де со стороны "русских" было не менее трёхсот солдат, и много было убито. "Жители с улицы Шоссейной рассказывают, что утром, когда уже стало светать, со стороны поселка выдвинулся грузовик. При пересечении дороги, брезент на грузовике откинулся, обнажая под собой гору трупов... Шейх отправил в Ад много душ русских оккупантов и национал-предателей", сиречь кафиров и мунафиков...

То есть в подробностях разнятся все три версии.
Читателю предлагается ещё одна версия — результат расследования, проведённого сотрудниками Правозащитного центра "Мемориал". Около 10.00 в Аргунский РОВД «Грозный» прибыли из Грозного несколько сотрудников ФСБ. Они попросили дать им подкрепление для проверки одного адреса в "индейском поселке". Всего, вместе с местными милиционерами, туда выехали до десяти человек. Найдя искомый дом, "силовики" спокойно вошли во двор. Из дома по ним открыли огонь на поражение, один сотрудник ФСБ был убит на месте. Кто-то из милиционеров бросил в дом гаранту. Отстреливаясь, чекисты и милиционеры выбежали со двора и вызвали подкрепление...

Минут через двадцать на соседней улице к дому, где проходили похороны, подошли два вооруженных человека: у одного было два автомата, у второго — три. На их одежде были заметны следы крови. Они попросили позвать водителя "Газели", стоявшей рядом — это оказался 28-летний Роман Убрайимов. Он вышел к неизвестным, и те сказали ему, что убит их товарищ и скоро здесь будет много военных. А им тогда придется воевать, и могут пострадать невинные люди. В итоге они, пригрозив оружием, потребовали вывезти их из города. Роман подчинился. Сколько их было всего, неизвестно. Роман не видел, сколько человек сели к нему в машину: неизвестные запретили ему оборачиваться, а зеркало заднего вида развернули в другую сторону. После боя жители "индейского поселка" видели, как из дома через огород ушли двое вооруженных молодых мужчин и молодая женщина с тремя большими сумками. Её одежда была испачкана кровью. Они выезжали из "индейского поселка", а навстречу им уже шла колонна техники. На "Газель" никто из "силовиков" не обратил внимания. Машина беспрепятственно выехала из города в сторону Шали. По дороге неизвестные позвонили кому-то и сказали: "Убит один наш брат". Не доезжая до блокпоста у села Мескер-Юрт, неизвестные приказали Роману остановить машину и ушли. Убрайимов вернулся обратно в Аргун.

Когда же к месту боя прибыло подкрепление, "силовики" обследовали дом и обнаружили внутри труп мужчины. Он погиб от взрыва гранаты. Его опознали как Абдул-Халима Садулаева. Тело увезли в Центорой. Личность хозяина дома установить не удалось. Романа Убрайимова отвезли для допроса в РОВД и отпустили только на следующий день после обеда. В тот же день труп Садулаева из Центороя привезли обратно в РОВД в Аргун, а 18 июня отправили в Моздок на экспертизу.

Рамзан Кадыров наградил сотрудника райотдела, бросившего в дом гранату, от взрыва которой погиб Садулаев. Милиционер получил джип "Лексус" и пистолет Стечкина... Вот такие детали и подробности.
Выходит, смерть Абдул-Халима Садулаева не была результатом какой-то заранее спланированной широкомасштабной операции. Не было и "сдачи" его боевиками. Он погиб случайно в ходе короткого боевого столкновения при обычной проверке подозрительного адреса.

Автор — член правления общества "Мемориал"

Обсудить "Смерть в Аргуне" на форуме
Версия для печати