КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеРенессанс универсализма или Администрация президента как синкретическая антиномия

6 СЕНТЯБРЯ 2006 г. АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ

Если кто-то вдруг захочет перевести название этой статьи на нормальный русский язык, то это можно будет легко сделать при помощи философского словаря. Заранее прошу прощения у тех, кто потратит на это занятие 5-10 минут - у меня сработали рефлексы бывшего студента философского факультета и аспиранта соответствующего академического института. Рефлексы эти сработали при прочтении информации о круглом столе «Суверенное государство в условиях глобализации: демократия и национальная идентичность», в особенности того, что там наговорил замглавы администрации В. Сурков. В последнее время главный политтехнолог на госзарплате начал активно претендовать на роль мыслителя, идеолога, я бы даже сказал, мудреца. В общем, пытается следовать системе Платона, в соответствии с которой во главе государства должны стоять философы. С другой стороны, Сурков говорит о необходимости демократии, которую Платон, как известно, не жаловал. Впрочем, это не единственное, что рознит двух авторов. Главное различие в том, что для аргументированного спора с Платоном потребовался Аристотель (помните – «Платон мне друг, но…» и т.д.), а спорить с Сурковым не захочет и средний второкурсник, настолько бессодержательны и поверхностны его рассуждения.

Дело даже не в том, что Сурков путает герметику и герменевтику, абсолютно не понимает, что такое дискурс (от лат. Discursus – рациональное осмысление и описание), и, значит, он никак не может быть ни национальным, ни тем более государственным. Даже там, где Сурков говорит о чем-то реальном, он все равно занимается тем, чем привык – разводит и передергивает. Один пример. «Демократия - это не факт, а процесс. Каких-нибудь сорок лет назад одна из самых демократических стран мира допускала расовую сегрегацию и называла себя при этом демократической… Это нормально. Это все процесс. И мы сейчас тоже являемся участниками этого процесса», - сказал Сурков. Не будем спорить о том, насколько это нормально, отметим только, что в США за истекшие годы сторонников такой «нормальности» сильно поубавилось. И это – один из главных факторов, определяющих направление этого процесса в Штатах, процесса, благодаря которому расовая сегрегация исчезла там как факт. У нас же процесс под руководством Суркова имеет прямо противоположную направленность, и через три дня после круглого стола происходят этнические погромы в карельской Кондопоге. Хорошо, что ОМОН там выполнял роль миротворцев. Если бы вдруг Сурковы опять что-нибудь перепутали и велели ему, ОМОНУ, вести себя, как в башкирском Благовещенске, то мало не показалось бы ни чеченцам, ни русским, ни карелам.

Попросту говоря, в Америке – с ее проблемами, ошибками, трудностями – становится с годами больше толерантности, демократии, свободы, а в России, к сожалению, в последние 8-10 лет – наоборот. Это тоже факт, и никакие псевдофилософские заклинания ничего изменить не могут.

Но у Суркова передергивание прямое и сознательное. В другом пункте своей речи он оговаривается воистину по Фрейду, употребляя оборот «вопросы смыслообразования, вопросы терминов, вопросы производства образов», т.е. ставя в один ряд смыслы и термины. Смыслы, как известно, есть носители содержания высшего порядка, достигаемые в процессе тяжелой интеллектуальной работы, а термины – это просто вопросы словоупотребления, решаемые конвенционально, т.е. договоренностью. То, что участники «круглого стола» не собирались обсуждать смыслы, а просто договорились о словах, до гротеска довел видный едросс А. Исаев, сказав, что термин «суверенная демократия» станет одной из наиболее стержневых идей» в программных документах партии. Если термин может быть идеей, то смысла в тексте может и не быть. Это про ЕР и так все знали, но раньше ее лидеры хотя бы пытались это скрывать. Видно, повторять за Сурковым для них гораздо важнее.

Не все, наверное, знают, что Марк Аврелий был не только мыслителем, но и императором. Что Томас Мор был лордом-канцлером. Что Пифагор был лидером чего-то среднего между сектой и политическим движением. Но сколько чиновников от Нерона до Брежнева считали себя мыслителями и литераторами без всяких на то оснований – подсчитать не сможет никто. Так что если должность замглавы администрации окажется недостаточной для места в истории, то Суркову стоит обратить внимание на свою жену – крупнейшего в Лондоне коллекционера кукол. Ее куклы гораздо симпатичнее, чем его. Да и интерес к ним, а, следовательно, и цена, от времени только растут.
Обсудить "Ренессанс универсализма или Администрация президента как синкретическая антиномия" на форуме
Версия для печати