КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииБитва маргиналов, или сдача урана

26 СЕНТЯБРЯ 2006 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ
На генассамблее ООН президент Венесуэлы Уго Чавес назвал Джорджа Буша «дъяволом». Чавес сможет пугать мир этим «Люцифером» еще пару лет. До ноября 2008 года, когда в США пройдут очередные президентские выборы.

Через четыре года или восемь лет история повторится снова. У Венесуэлы будет Чавес, а в США новый президент. И так, пока Чавес либо не умрет от старости, либо его не убьют друзья-военные или приятели-троцкисты. Это так, к слову о демократии...

А все-таки молодец Кофи Аннан. Какой мощный, хорошо отлаженный механизм оставил он следующему генсеку ООН. Какой спектакль перед уходом организовал. Если бы на заседания генассамблеи продавали билеты, думаю, сборы от них точно покрыли бы часть задолженности некоторых давно развивающихся стран перед ООН.

Эта генассамблея, безусловно, отличилась, если судить по внешним показателям — по выступлениям лидеров некоторых государств, поначалу напоминавшим битву маргиналов.

Про Чавеса я написал выше. Путина не было, а Лавров хоть и прилетел, но, судя по его речи, как-то неохотно. То есть и сам скучал, и другим зевать не мешал. В общем, не маргинал, пока.

А вот Джордж Буш и Махмуд Ахмадинежад, казалось, вели идеологические баталии всерьез. Какую мощную риторику продемонстрировали эти двое. Какие глубокие, свежие и смелые мысли. Какие выдвинули упреки и предупреждения. Заслушаешься.

«Ваше правительство должно отказаться от обогащения урана», — объяснял иранскому населению президент США. «Не вам, империалистам, указывать, что нам нужно делать», — отвечал ему президент Ирана. Одновременно объясняясь в любви ко всему миру. Включая, кстати, и евреев. Последних, в отличие от сионистов, Ахмадинежад за людей все-таки считает. Большое Вам спасибо, Махмуд.

Впрочем, я не хочу вдаваться в антиизраильскую риторику Ахмадинежада. Потому что слова его отчасти напоминают мне передовицы из «Фелькише Беобахтер».

Берусь утверждать, что битвы маргиналов не было. То есть маргиналов на генассамблею приехало хоть отбавляй. Взять хотя бы того же Чавеса. Но дуэль Буша с Ахмадинежадом предназначалась только для внешнего употребления.

Похоже, что развязка в ситуации с иранской ядерной программой очень близка. И решение кризиса обещает быть мирным. То есть Ахмадинежад сдался на выгодных для Ирана условиях.

Судите сами. Насколько мне известно, президент Франции Жак Ширак прилетел в Нью-Йорк только для того, чтобы поговорить с Джорджем Бушем об Иране.

Иначе зачем Шираку нужно было участвовать в этом ужасе, если нынешнюю генассамблею ООН почтили своим присутствием чуть более двадцати президентов. С большинством из них французу надобности видеться не было. Не его уровень. На прошлую генассамблею, к примеру, съехалось более восьмидесяти глав государств, включая лидера Франции.

Шираку удалось уговорить Буша дать европейской тройке (Великобритании, Германии и Франции) время для проведения еще одного раунда переговоров с Тегераном. Напомню, что срок ответа Тегерана на предложения шестерки стран (европейцев, США, Китая и России), содержавшие угрозу применения санкций, истек еще 18 августа.

При этом пресс-секретарь Белого дома Тони Сноу ушел от ответа на вопрос о временных рамках, поставленных Бушем для ведения переговоров европейцев с Ираном.

Белый дома, в лице того же Сноу, впервые за все время противостояния режиму Ахмадинежада решил не комментировать провокационное выступление иранского президента. «В случае отказа Ирана от обогашения урана мы подготовили для него массу выгодных условий»,— многозначительно сказал пресс-секретарь Администрации.

В тот же день, когда тегеранский «мудрец» шел в атаку на империалистов и организованное ими мироустройство в ООН, замгоссекретаря США по политике Николас Бернс выступил в Сенате.

Глава комитета Сената по международным делам Ричард Лугар позвал Бернса поделиться позицией Госдепа по поводу ситуации с Ираном. Всем, включая опытного Лугара, было понятно, что Бернс ничего сенсационного не скажет.

В публичных откровениях замгоссекретаря никогда замечен не был. Однако, внимательно читая его вступительное слово, одно ключевое предложение мне найти удалось.

«К переговорам с Ираном необходимо подходить с терпением и настойчивостью»,— заметил замгоссекретаря. На мой взгляд, эта фраза ясно дает понять, зачем Лугар позвал Бернса: чтобы продекларировать смену в Вашингтоне военного настроения на мирное.

Впрочем, есть и другое объяснение того, почему Буш нажал на тормоза поезда, мчавшегося к военному решению иранского кризиса. Некоторые источники утверждают, что президент США взял паузу, так как в Администрации идет борьба двух лагерей, подходящих к решению иранской ядерной проблемы с диаметрально противоположных позиций.

В одном из них стоят «войска» Госдепа, близкие люди Буша-старшего и отставные генералы. Последние активно утверждают, что к войне против Ирана Америка не готова.

В другом — люди вице-президента США Ричарда Чейни, министра обороны Дональда Рамсфельда и некоторые неоконсерваторы. Они считают, что Иран испытывает терпение Вашингтона и Тегерану стоит дать понять, что он играет с огнем.

Если верить израильским экспертам по Ирану, то у Администрации Буша осталось не более двух лет, чтобы разобраться с Ахмадинежадом любым из предлагаемых ему способов. Правда, в этом случае терпение и настойчивость на переговорах с «миротворцем» из Тегерана могут оказаться вполне непригодным выходом из сложившейся ситуации.

Автор — специальный корреспондент ИД «Коммерсант» в Вашингтоне

Обсудить "Битва маргиналов, или сдача урана" на форуме
Версия для печати