КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВодно-бачковый инструмент

3 ОКТЯБРЯ 2006 г. АНТОН ОРЕХЪ
Радио
Уже и не вспомнишь, когда шахматисты просто играли в шахматы безо всяких скандалов. Тихая, интеллигентная игра — и сплошное непотребство. Последнюю треть века точно.

Началось с Фишера. Еще играя в Рейкьявике со Спасским, он отказался выйти на одну из партий и получил техническое поражение, а счет, кстати, был на старте, как и теперь 0:2. Но Фишер был настолько силен, что мог дать фору кому угодно почти всегда. Он был чемпионом, но затем отказался от матча с Карповым, и Карпов стал чемпионом мира без игры. Потом были Карпов и Корчной, потом Карпов и Каспаров. А в последние 13 лет, после разрыва Каспарова с ФИДЕ, шахматы уже совершенно превратились в один нескончаемый скандал. Так или иначе, обиженными друг на друга, на ФИДЕ и еще бог знает на кого, оказались все ведущие гроссмейстеры мира.

Количество «версий», по которым выявлялись чемпионы без справочника и не сосчитаешь. В какой-то момент чемпионами мира себя считали сразу четыре человека! Попытки объединения предпринимались и неизменно проваливались так регулярно, что в итоге в пользу такого объединения остался единственный аргумент: оно состоится только потому, что это просто неизбежно. Но неизбежно, не значит, немедленно. Неизбежное может произойти и через тысячу лет.

И тут случилось чудо. Действительно чудо, потому что матч Топалова и Крамника — это результат огромного количества немыслимых взаимных компромиссов! Некоторые из которых беспрецедентны во всей шахматной истории. И вот участники сделали первые ходы и шахматный народ, наконец, поверил в свое счастье. Смута завершена!

Но шахматы кто-то, видимо, сглазил. И теперь в любой момент матч Топалов — Крамник может быть или отменен вовсе, или наоборот успешно продолжен. Он может удлиниться, перенестись, заморозиться на какой-то срок. Может быть, в эти минуты его судьба уже решилась. Но и при самом благоприятном повороте событий туалетный скандал из матча уже не вычеркнуть. И этот матч в скрижали истории войдет именно как туалетный. И чемпион будет называться не единым, а сортирным. Так что придется покопаться в чужом гальюне, уж простите.

Так почему же болгары пристали к этому туалету? Формально их требования и абсурдом невозможно назвать — это сюрреализм — закрыть туалет и не пускать туда соперника! Потом, когда туалеты собирались открыть вновь, поджигатель скандала — менеджер Топалова Сильвио Данаилов — заявил, что требование Крамника открыть туалет абсолютно неприемлемо! Что же это такое! Почему в туалет-то нельзя ходить? Да потому что Данаилов фактически обвиняет Крамника в использовании подсказок по ходу партий! Об этом нигде не говорится прямо, но именно это и имеется ввиду. В туалетах комнат отдыха игроков действительно нет камер наблюдения, теоретически там и вправду можно делать все, что хочешь в полной конфиденциальности.

Но это лишь предположения. Давайте опустим все скабрезности на «водно-бачковую» тему и просто посмотрим на доску! Главные доказательства жульничанья Крамника надо искать на доске, в его игре! Иначе, зачем ему подсказки? А играл Крамник в первых четырех партиях, скажем так, на «четверку» — не блестяще, но достойно. Никаких внезапных «озарений», подозрительных сюжетных поворотов в пользу Крамника не наблюдалось. Да, по общему мнению, Топалов смотрелся поинтереснее. И, тем не менее, проигрывал. Но проигрывал исключительно по собственной глупости. В одной из проигранных партий болгарин прошел мимо мата в два хода, который увидел бы и обычный разрядник! Но Топалов не увидел! А после серии оплошностей и вовсе проиграл. И таких, как говорят в теннисе, «невынужденных ошибок» Веселин допустил на старте предостаточно. Тогда причем здесь «туалетные фокусы» Крамника?

Топалов явно не в лучшей форме. Он проиграл две стартовые партии, в двух следующих добился лишь ничьих. У него осталось всего восемь партий, чтобы хотя бы сравнять счет. Крамник непревзойденный мастер игры от обороны. Самому Каспарову не удалось пробить крамниковскую защиту в их матче. То есть шансов у Топалова на спасение почти не оставалось. И тут его команда пошла не просто на провокацию, а на совершенно омерзительную провокацию! Сейчас вы поймете почему.

По пунктам. Данаилов утверждает, что Крамник в течение каждой партии заходил в туалет в среднем до 50 раз. Сразу же вопрос: откуда у него такие сведения? По регламенту за игроками в комнатах отдыха может следить только главный арбитр, но уж никак ни команда соперника! Второй вопрос: если Крамник 50 раз за партию бегает за подсказками (а именно это и подразумевается), умеет ли этот Крамник вообще играть в шахматы? Ведь выходит, что он не может без шпаргалки сделать самостоятельно почти ни одного хода! Кстати, Апелляционный комитет, ныне ушедший в отставку, все же заметил, что число 50 явно завышено. Третий вопрос: не странно ли, что Данаилов при составлении протеста так грубо ошибся в подсчетах?
Далее несколько замечаний. По поводу безопасности и обеспечения условий честной игры. В Элисте приняты просто исключительные меры. Вокруг сцены создано специальное поле, препятствующее приему и передаче электронных сигналов. Сами игроки и члены их команд обыскиваются перед партиями, так же скрупулезно осматриваются их комнаты отдыха. К тому же поначалу соперники менялись комнатами после каждой партии! Как Крамник мог пронести что-то с собой и спрятать в туалете? Но, в конце концов, если этих мер недостаточно, можно принять другие меры. Не шпионы же они, а шахматисты: если что-то нелегальное у Крамника есть, это что-то у него нашли бы.

Апелляционный комитет действительно пошел на поводу у болгар, постановив запереть личные туалеты и обязав гроссмейстеров ходить в общий. А когда Крамник счел это нарушением контракта, где записано о предоставлении игрокам комнат отдыха и туалета, комитет придрался к букве! «Комнат и туалета», мол, не значит, что речь идет о «комнатах с туалетом». А о чем же? Понятно, что какой-то туалет в здании, так или иначе, есть. Это незачем указывать в контракте — не в чистом поле же игра идет и не в сарае. Безусловно, туалет подразумевался именно личный. Вообще, есть немало людей, которые не могут ходить в общественные туалеты! Брезгуют!

Но это всё не отвечает на главный вопрос: почему Крамник так часто ходит в туалет? Нормальный здоровый человек так часто не писает! Как говорил Груздев: «Вот вопрос! Вы же наповал меня бьете этим вопросом!» И как говорил Жеглов: «Так ведь пистолет перевесит тысячу других улик!» Ответ на этот вопрос есть. Я думаю, что этот ответ команда Топалова прекрасно знает, поэтому и задала свой вопрос. Ответ на этот вопрос Крамник никогда не даст, на это весь расчет и был. Они хотели унизить человека и извлечь из его унижения выгоду. Но правда по столь деликатному вопросу всё равно должна выясниться.

Всем прекрасно известно, что в последние пару лет Крамник играл далеко не в полную силу. Его результаты были порой удручающи и никак не соответствовали званию «чемпиона мира по классической версии». Говорили, что он тяжело болел, очень долго лечился, причем лечение опять же довольно долго не давало заметного улучшения. Но чем болел и от чего лечился Крамник, разумеется, в прессе не уточняли. По-моему, это правильно.

Когда скандал достиг апогея, к нам на «Эхо Москвы» позвонил известнейший французский гроссмейстер и шахматный деятель Жоэль Лотье, отлично говорящий по-русски (то есть просто фантастически хорошо!) и близко знающий Крамника, большую часть времени живущего как раз в Париже. И Лотье, сто раз извинившись, сказал, что та самая болезнь, о которой туманно писали и говорили, к сожалению, приводит, в том числе, и к частому посещению туалета. В моменты нервного напряжения это может сильно обостряться. Я в свою очередь прошу прощения у Владимира Крамника, что об этом пишу, прекрасно понимая, сколь неприятно это для мужчины, да вообще для любого человека. И конечно, он не станет говорить об этом на весь мир! Болгары всё это прекрасно знали! Я в этом нисколько не сомневаюсь! И они решили нанести самый подлый из всех возможных ударов — ниже пояса! А Топалов еще и добавил, что не подаст Крамнику руки! А Данаилов возмущался, почему запись многократных походов Крамника в туалет не показывают всем аккредитованным журналистам!

Честно говоря, Топалов и его команда должны быть дисквалифицированы за нарушение этических норм поведения и принципов спортивной борьбы. Они уже получили одно очко без игры (счет-то на момент написания статьи был формально 3:2). Но позиции Крамника довольно весомы. ОН ведет в счете, и ЕГО оскорбили. Он моральный победитель матча, даже если в нем не будет сделано больше ни одного хода.

Вот только процесс объединения шахматного мира снова затягивается на неопределенное время. Еще одним грандиозным скандалом стало больше, больше стало обиженных и недовольных. Будем запоминать очередные версии, по которым, играя друг от друга отдельно, очередные гроссмейстеры провозгласят себя чемпионами.

Обсудить "Водно-бачковый инструмент" на форуме
Версия для печати