КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеШредер — русский шпион?

13 ОКТЯБРЯ 2006 г. АНТОН ОРЕХЪ
kremlin.ru
По ходу визита Путина в Германию было одно событие, которое привлекло внимание в первую очередь болельщиков. А, по-моему, оно должно было бы заинтересовать и всех остальных. Газпром стал спонсором немецкого футбольного клуба «Шальке». С одной стороны, ну стал и стал, чего тут такого. После «Челси» вложениями в зарубежный футбол российских миллионов, на первый взгляд, никого не удивишь — ни здесь, ни на Западе. Но не спешите. Тут есть свои нюансы.

Во-первых, после Абрамовича по-настоящему крупных денег за рубежом в футбол никто из русских больше не вкладывал. Слухи — да, ходили самые фантастические, но они и остались слухами. Странный миллионер Федорычев что-то тратил на «Монако». Еще более странный литовец Романов прикупил средненький шотландский «Хартс». Совсем уж странный Дмитрий Питерман кажется что-то вложил в испанский «Рэсинг», если не перевложил в последнее время куда-то еще, что при его буйном нраве весьма вероятно. Вексельберг купил права на товарищеские матчи сборной Аргентины. И кое-что совсем мелкое, недостойное подробного упоминания. Вот собственно вроде бы и все. Поэтому акция Газпрома как минимум не рядовая.

Во-вторых, Абрамович тратил деньги, принадлежащей ему частной компании, сиречь свои деньги (даже если мы полагаем, что деньги эти он «украл у народа»). А Газпром — самая что ни на есть государственная компания. Главная и любимая! Поэтому получается, что деньги в немецкий футбольный клуб вкладывает наше государство. Поэтому акция Газпрома уж совершенно точно не рядовая.

Вообще финансирование профессионального спорта государственными структурами в принципе сомнительно со многих точек зрения. Но если совсем напрячься, то положительные моменты отыскать можно. Поддерживая, например, футбольную команду, власть обеспечивает народ если не хлебом, то зрелищем. Создает ему настроение, отвлекает от пьянства (теоретически), хулиганства (очень теоретически), побуждает людей самих побегать с мячиком или заняться еще каким-нибудь спортом (совсем уж теоретически). Бывают города, вроде Магнитогорска, где есть только металлургический комбинат, на котором трудится все население, и одна из лучших в Европе хоккейных команд, за которую всё население это болеет. Так вот в Магнитогорске хоккей действительно стал социальным явлением. Мужики в свободное время повсюду гоняют шайбу, дети валом валят в многочисленные секции. В таких городах и в таких специфических условиях государственное финансирование профессионального спорта оправдано. В остальных случаях — сильно сомневаюсь.

Но вернемся к Газпрому. Газпром спорт поддерживает активно и на самых разных уровнях — и на детском, и на профессиональном, и на олимпийском. Поддерживает он и футбол, спонсируя питерский «Зенит». Почему любимая корпорация президента решила содержать команду из его родного и любимого города, наверное, понятно. Но почему она решила стать спонсором немецкой команды, при всей любви Путина к Германии? А ведь Газпром потратит на «Шальке» не три копейки. Контракт рассчитан на 10 лет, и каждый год немцы будут получать минимум по 10 миллионов евро. А если успешно сыграют в Лиге чемпионов, то еще 25 миллионов. Это суммы, близкие к германским и общеевропейским рекордам! Говорят, что даже родной «Зенит» получает если и больше, то не намного. Но «Зенитом» компания полноправно владеет, а сотрудничество с «Шальке» — это, по сути, рекламная акция. Немецкие источники утверждают, что в правлении «Шальке» никого из русских не будет!

Всё это очень странно. Господин Степашин, так переживавший за личные деньги Абрамовича, потраченные на «Челси» — также ли сильно он переживает за народные деньги, потраченные на «Шальке»? Тем более что клуб этот и по германским меркам не самый великий. И победа в Лиге чемпионов ему, откровенно говоря, не грозит. В чем же смысл? Почему мы сначала так негодуем, когда государственные средства расходуются на дармоедов-спортсменов, а потом тратим их и вовсе на зарубежных спортсменов, причем в необъяснимых количествах? Какой прок от таких вложений? Нашему спорту явно никакого. А Газпрому? Если ему нужна реклама, то он мог бы в качестве носителя выбрать какую-нибудь команду поизвестнее. Да и зачем вообще рекламировать компанию, если эта реклама никак не может повлиять на объемы ее продаж?

Уже появились самые фантастические догадки. Например, что «Шальке» — любимая команда Герхарда Шредера. И спонсирование этого клуба одна из форм благодарности бывшему канцлеру за его лоббирование российских интересов. Это пусть фантастическая, но хотя бы логичная версия. Потому что любовь канцлера к нашей стране действительно слишком уж безгранична. Я грешным делом начал думать, что он просто российский шпион — иначе, почему мы так ему милы? И вот если считать Шредера шпионом, тогда 100 миллионов на его любимую команду — это оправданная цена за миллиардные газовые контракты. Есть, впрочем, одно «но». Шредер всю жизнь болеет за «Ганновер».

Обсудить "Шредер — русский шпион?" на форуме
Версия для печати