КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеА если мечта сбудется?

31 ОКТЯБРЯ 2006 г. АНТОН ОРЕХЪ
kremlin.ru
Сколько мы мечтали, чтобы вместо этих проклятых бюрократов, коррупционеров, ретроградов пришли новые, современные, порядочные люди, чтобы на смену авторитарному правлению пришло либеральное. И, быть может, тогда…

Не мечтайте, потому что ваша мечта может осуществиться. Как осуществились некоторые мечты у нас, болельщиков. В самом деле, за последнее время к власти пришел новый министр спорта — легендарный капитан сборной по хоккею и борец с Системой Вячеслав Фетисов. На смену вечнозеленому Вячеславу Колоскову, четверть века правившему кожаным мячом, в футбольный союз пришел Виталий Мутко. Другого «бессмертного», Александра Стеблина, десять лет командовавшего шайбой, в хоккейной федерации сменил великий Владислав Третьяк. И мы подумали, что вот теперь-то…

Недавно Путин заезжал в Ярославль. Среди прочего, забежал он и в тамошний Дворец спорта, где мимоходом поговорил с руководством местного хоккейного клуба. Руководство жаловалось, что уезжают молодые таланты в НХЛ, грабят нас американцы. На что Путин ответил, что надо, мол, в Европе тоже создать сильную лигу и разговаривать с «нашими партнерами» на равных. Что имел в виду президент? Да ничего не имел он в виду. У него помимо хоккея еще сотня дел. Он сказал, и тут же забыл об этом. Это не руководство к действию. И проверять исполнение никто не станет. У Путина руки не доходят до таких вещей! Он месяц в Карелию дозвониться не может! Какой тут хоккей.

Но на следующий же день, ухватившись за брошенную на бегу пустую фразу, чиновники кинулись наперегонки выполнять «указание». Министр спорта Фетисов извлек из нафталина свою старую идею о создании ЕАХЛ (Евроазиатская хоккейная лига). Это некий суррогат чемпионата СССР, с участием украинцев, белорусов, казахов и латышей. Не стану вдаваться в подробности, поскольку разговор выйдет в таком случае очень долгий и специальный. Но идея эта со спортивной точки зрения спорная, а с экономической — вообще несостоятельная. Фетисов говорит о ней очень много, но ни на один конкретный вопрос так ничего внятно ответить и не может. Нет ничего, кроме общих слов.

Министр Фетисов — это большая потеря для нашего спорта. В его лице мы потеряли, возможно, выдающегося хоккейного тренера, единственного, кто способен объединить когда-нибудь все силы по обе стороны океана. Но он выбрал чиновничью карьеру после единственной случайной встречи с Путиным. Чиновник из него не то чтобы плохой, но как только он начинает выступать с предложениями, то хоть стой, хоть падай. И «распоряжения» президента спешит выполнять, выпрыгивая из штанов.

Например, едва отгремела «прямая линия» с Путиным, как Фетисов выступил с новой сногсшибательной инициативой. Путина по ходу дела спрашивали о многом. И про футбол в том числе. Ну вот он и ответил, что поля плохие, молодежи мало, а легионеров в командах много. Всё верно. Впрочем, чтобы сказать такое, не нужно быть президентом. Это любой болельщик скажет. Путин просто повторил то, что в рамках общего ликбеза ему сообщают помощники о разных областях жизни, чтобы был, так сказать, в курсе.

Но Фетисов и это воспринял как указание и немедленно дал рецепт! Запретить всех легионеров! То есть отказаться от привлечения в наши команды иностранных игроков! Я не говорю о том, что Фетисов сам был легионером десяток лет, зарабатывая деньги в НХЛ. Подрывал, стало быть, американский спорт? Закрывал дорогу местной молодёжи? Выгнав всех иностранцев, мы станем первыми и единственными, кому это пришло в голову! Потеряем кучу денег на выплате неустоек за разрыв сотен подписанных контрактов, превратимся в аутсайдеров во всех клубных турнирах по всем видам спорта. Потому что без легионеров ни одна команда не добивается в наше время успеха. Да что тут говорить — глупость, она глупость и есть. Я жду, когда Фетисов вспомнит другую свою суперидею, высказанную в начале года: закрыть все лиги. Взять и закрыть! Не проводить никаких чемпионатов, все переосмыслить. И тогда уже открыть обратно, но чтобы это были уже совершенно новые лиги, прибыльные, интересные для публики, богатые доморощенными талантами. М-да. Хоккей потерял великого тренера, а министерство спорта приобрело… В общем, горе, просто горе.

Но у Фетисова есть конкуренты! Третьяк! Он тоже слышал слова Путина в Ярославле. И тоже выступил с идеей. Создать Евролигу, в которой играли бы и чехи, и финны, и шведы, кого бы в ней только ни было. Замечу вскользь, что хоккей — единственный вид спорта, в котором не проводится полноценных международных клубных турниров. Потому что в Европе он просто никому не интересен! Для нас, с нашей манией величия на почве комплекса неполноценности, важно победить и чехов, и шведов, и прочих немцев. А им гораздо интереснее свои чемпионаты, даже сборные их волнуют только на чемпионатах мира и олимпиадах. Не нужна Европе Евролига. Третьяку бы по-хорошему с российским хоккеем разобраться.

Владислава Александровича всегда считали человеком хоть и с комсомольским оттенком, но порядочным, дельным, с правильными идеями и взглядами. К тому же он столько лет работал в Америке и в сфере хоккея и бизнеса приобрел достаточно опыта и знаний. Но всего за несколько месяцев Третьяк умудрился испортить отношения со всеми — со всеми вообще! Каждое его решение абсолютно непонятно. Чемпионат и вовсе едва не сорвался! Клубы обложили денежными поборами по каким-то экзотическим поводам. При этом сам Третьяк федерацией практически и не управляет! Это делает некто Арутюнян — юноша, никогда не имевший никакого к хоккею отношения, главная ценность которого в том, что он очень помог Третьяку, когда тот избирался в Думу. Светлый глянцевый образ лучшего вратаря и лучшего советского хоккеиста всех времен померк и превратился в засиженный мухами портрет.

Бывший член команды Собчака и чуть ли не путинский сосед по кабинетам в Смольном Виталий Мутко такой народной любовью, как Фетисов и Третьяк, похвастать не мог. Но он приходил в футбол на место Колоскова, а после Колоскова кто угодно казался лучше. Ну и что же? Да, в общем, ничего. Мутко постоянно выступает, рапортует, строит планы. Но судей по-прежнему хочется отправить на мыло, фанатов в зоопарк (раньше они хулиганили лишь в пределах Отечества, а теперь уже и за границей жгут костры на трибунах), договорные матчи остаются без внимания и расследования, хотя в прессе открыто называют и конкретные команды, и счет, и суммы ставок на определенные результаты — в Англии начали расследование по поводу лондонских ставок на матчи российских середняков, а в России тишина. Сборная так и не имеет ни базы, ни стадиона. Короче говоря, чем болел, тем и продолжает болеть наш футбол.

Мутко, впрочем, каждую неделю открывает то новое поле, то школу, то стадион. Колосков, правда, все последние годы занимался тем же самым, да и делалось это фактически исключительно на деньги Абрамовича. Однако двумя свершениями и Мутко отметился. Во-первых, запланировал подвиг, как Мюнхаузен. На сайте РФС долгое время висела программа действий, где без лишних экивоков на ближайшие годы нашей сборной запланированы победы в чемпионате Европы и мира. И по годам расписано движение к этим великим титулам. Когда официальная программа выглядит как анекдот, вспоминаешь, что самые большие глупости делаются с умным выражением лица. Но, может быть, Гус Хиддинк поможет сборной России в выполнении плана Мутко?

Его привлечение — это второе и главное свершение президента РФС. Но Хиддинк не русский тренер. И не скрывает того, что скрывал бы на его месте наш земляк. Тайное стало явным. У президента и тренера не сложились отношения. Не сложились настолько, что Хиддинк не стесняется выгонять Мутко из раздевалки команды, где президент просто мешает ему работать, а Мутко в свою очередь при людях позволяет себе тирады типа: «А ты, Гус, оказывается не волшебник, как мне говорили» (это после ничьей с Израилем). А во время матча с эстонцами в Питере Мутко произнес фразу, достойную быть увековеченной. Обращаясь к Валентине Матвиенко (при счете 0:0) руководитель футбола, потрясая кулаками, бушевал: «Он у эстонцев выиграть не может! А ведь у него в номере рояль стоит!»

Когда в наше спортивное министерство, в футбол и хоккей, то есть практически на все главные, помимо Олимпийского комитета, спортивные посты в стране приходили новые люди, мы радовались, где-то даже ликовали. Закрывая глаза, например, на способ появления этих прекрасных людей у власти. Фактически никто их не выбирал. Они были назначены. Администрация президента (или даже сам президент, как в случае с Фетисовым) показывали пальцем на конкретного человека, и то, что невозможно было сделать десятилетиями, происходило мгновенно — непотопляемые тонули. Мы говорили: вот тот случай, когда мы готовы одобрить телефонное право, восхвалить административный ресурс, воспеть Вертикаль.

Но понадобилось не так уж много времени, чтобы понять давно известное: хороший человек — не профессия. Можно быть стократным чемпионом и всеобщим кумиром, но ни черта не смыслить в том деле, в котором ты вроде бы профи и съел и пуд соли, и целую стаю собак. И сейчас мы с ужасом понимаем, что, оказывается, при жупелоподобных Колоскове и Стеблине было как минимум не хуже!

А теперь простите мне пошлое обобщение. В этом и беда демократии в нашей стране, беда демократов, потративших впустую столько лет и упустивших столько шансов, пока они были у власти. Мало знать, «что такое хорошо и что такое плохо», мало быть носителем либеральных ценностей и отстаивать их с неизменным красноречием. Надо еще уметь работать и знать, как сделать хорошо и как не сделать еще хуже.

Обсудить "А если мечта сбудется?" на форуме
Версия для печати