«Дело ЮКОСа»
20 апреля 2024 г.
«Процесс»: участники и свидетели

Сергей Лойко

25 марта состоялась церемония открытия выставки «Процесс» — проекта, подготовленного «Ежедневным журналом» на территории дизайн-завода FLACON. В течение полугода «Ежедневный журнал» раз в неделю публиковал комиксы, в которых художник Александр Котляров запечатлевал особенно яркие и безумные ситуации, возникавшие в Хамовническом суде на процессе по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Теперь же куратор Антон Литвин создал на основе этих комиксов зловещее и странное пространство Процесса, наполнив его огромными фигурами и перекрикивающими друг друга голосами.

На открытии побывали политики, правозащитники, адвокаты, искусствоведы и другие небезразличные люди. «Ежедневный журнал» публикует выступления участников проекта и мнения гостей.

Александр Котляров, художник:

Анастасия ОлендскаяМне представилась  возможность в рамках данного  проекта решить стилистическую и  пластическую задачи. Стилистическую — введя в пространство комикса репортажный жанр. Реальные события, происходящие условно в «реальном времени», впервые становятся сценарной основой комикса. Равно как и комикс впервые становится формой для репортажной журналистики. Пластическая задача вытекает из стилистической: это графические, композиционные и ритмические решения как отдельных блоков общей картинки, так и каждого ряда из четырех картинок; использование характерной жанровой атрибутики, традиционных для жанра ракурсных решений, кадрирования, шаржевой стилистики, графических динамических акцентов; особая работа с цветом — на стыке колористики и семантики. И уж совершенно пластическая задача — это «статическая анимация»: движения, мимика, конфликты персонажей, жесты, ракурсы и даже трансформация некоторых героев в меру их эмоциональной вовлеченности в ситуацию.

Антон Литвин, куратор выставки:

Анастасия ОлендскаяВыставка виделась как проект, вышедший за пределы политического комикса. Очевидно, что проект перерос эти масштабы, что он потенциально гораздо более мощен, ярок и интересен. Площадка, как мне кажется, самая подходящая в Москве для этого проекта, начиная с температуры в помещении (она невысока) и заканчивая устройством самого помещения (один зал с низким потолком, другой — с высоким). Мне советовали сходить в суд, чтобы ощутить атмосферу процесса. Но мне казалось, что куратору правильнее, наоборот, как бы опосредовано участвовать в этой истории через иллюстрации Александра Котлярова — яркие, выразительные и характерные.

Анатолий Голубовский, искусствовед, один из авторов идеи:

Анастасия ОлендскаяЗабавно, что открытие выставки совпало с Днем работника культуры. Я считаю, что это хороший подарок работникам культуры. В последнее время они не очень-то занимаются реальной жизнью, а предпочитают заниматься тем, что с реальной жизнью не вполне связано. Эта выставка, конечно, посвящена не только процессу по делу Ходорковского и Лебедева. Мне приходилось бывать на нескольких процессах, которые проходят сейчас, например, на процессе по делу выставки «Запретное искусство-2006», организованной Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым. На этих процессах происходит примерно одно и то же. Всему тому, что происходит сегодня в судах, и посвящена эта выставка.


Борис Немцов, «Солидарность»:

Анастасия ОлендскаяХочу, чтобы эту выставку увидели не только неравнодушные оппозиционеры, правозащитники, журналисты, но и Путин с Медведевым, олигархи, вороватые чиновники, Лужков с Батуриной. Чтобы они понимали, какую нечеловеческую систему они создали и что рано или поздно они сами могут оказаться в этой молотилке. Нашей клептрократии хорошо знакома русская пословица «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», поэтому, думаю, они бы с интересом посмотрели выставку. Выставка мне кажется очень своевременной. Ведь «басманное правосудие» касается не только процесса Ходорковского и Лебедева, а вообще всего, что творится в наших судах. Неплохо было бы, чтобы власть знала, что там творится.

Елена Лукьянова, адвокат Михаила Ходорковского: 

Анастасия ОлендскаяТо, что художники рисуют этот процесс, важно для всех нас, потому что рисунки будут сохранены и войдут в историю. Очень надеюсь, что когда-нибудь мы будем студентов юридического факультета учить по каталогу этой выставки, как не надо делать. Он станет своего рода антиучебным пособием. Сотни, тысячи людей совершенно беззащитны перед жесткой правоохранительной системой, перед государственной машиной. Надеемся, что выставка поможет исправить сложившуюся ужасную ситуацию.



Гарри Каспаров, ОГФ, «Солидарность»:

Анастасия ОлендскаяБывают моменты, когда смех остается единственным оружием. Наверно, только так можно бороться с тем абсурдом, с той давящей атмосферой, которая заволакивает зал суда. Хотелось бы, чтобы многие смогли посмотреть эту выставку и проникнуться трагикомизмом происходящего. При всем трагизме ситуации очевиден и ее комизм. Неслучайно в зале суда многие не могут сдержать смех, слушая абсурдные заявления, видя презрение к логике, которым насыщены речи прокуроров, глядя на жалкую, раздавленную масштабом происходящего фигурку судьи. Все это в представленных работах проявляется. Но как бы искусно ни был составлен гротеск, те, кто бывает в зале суда довольно часто, знают, что до оригинала он все равно недотягивает.

Владимир Краснов, адвокат Платона Лебедева:

Анастасия ОлендскаяПо-моему, это во всех смыслах очень интересная и с большим вкусом сделанная выставка. Помимо таланта художника, очень удачно решен интерьер, о котором можно говорить отдельно как о своеобразной аллегории всего того, в чем мы живем сегодня. Было интересно увидеть и свое собственное изображение.



Евгения Альбац, The New Times:

Анастасия ОлендскаяЯ согласна с той мыслью, что об абсурде очень трудно писать. Поэтому и существует абсурдизм как направление искусства. Журналисты испытывают колоссальные трудности, когда им нужно вести репортаж из суда над Ходорковским и Лебедевым. Мы понимаем, что это абсолютно принципиальный процесс. Первый процесс над Ходорковским и Лебедевым привел к фиксированию авторитарного режима в стране. Права частной собственности здесь больше не являются священными, независимого суда больше не существует. Это принципиальные изменения. Совершенно понятно, что если Ходорковский и Лебедев будут осуждены по второму процессу, то это будет означать, что мы в известной мере вернулись к сталинским процессам, когда в основе обвинения лежал абсурд. Их обвиняют в том, что они украли всю нефть, тогда как в первом процессе их обвиняли в том, что они не заплатили налоги с той нефти, которую, согласно обвинению во втором процессе, они украли. Этот абсурд на выставке отражен. Я ходила и внимательно читала тексты, мне было очень интересно даже просто читать, потому что эти тексты сами по себе — классика абсурдизма, какая-то новая реальность. Если бы эта новая реальность не возникала у нас в отечестве, все было бы ничего. Но беда в том, что мы живем внутри этого абсурда, это часть нашей жизни.

Ирина Ясина, экономист: 

Анастасия ОлендскаяНам все кругом говорят, что людям все равно, а кому не все равно и кто помнит, те боятся. Говорят, что процесс Ходорковского и Лебедева — абсолютно маргинальная тема. Может быть, она маргинальна для чиновников, которые хотят, чтобы она оставалась где-то на обочине. Здесь же видно, что эта тема совершенно не маргинальна. Для молодых, креативных, веселых это — самый настоящий мейнстрим, о котором надо думать. Маразм, который на наших глазах происходит, получает ровно то художественное воплощение, какое надо. Мера маразма крепчает, а воплощение становится все более и более классным.


Дмитрий Зимин, Фонд «Династия»:

Анастасия ОлендскаяНачну с критики. Нам заявляют, что это выставка комиксов художника. И нигде не сказано, что эти тексты не придуманные, что они принадлежат не художнику, а участникам процесса. В это трудно поверить, но это реальные фразы! Думаю, что ценность этой выставки с годами будет возрастать невероятно. Это достойный документ, эпохальное событие, которое окрасит всю историю нашего времени.


Андрей Толстой, искусствовед: 

Анастасия ОлендскаяМы присутствуем при очень интересном процессе возрождения русской политической карикатуры, политического рисунка, жанра, которого у нас уже много лет не существует за исключением каких-то редких проявлений на отдельных сайтах. Очень интересны фигуры и силуэты, как будто вырезанные из комиксов. Они сразу приобретают необыкновенно весомую, зубодробительную мощь, которая противоречит изначальной некоторой искусственности, случайности этих образов. Стилистика комикса, казалось бы, эфемерная, вместе с монументальными формами приобретает новые качества. Очень удачно выбрано пространство — как первый зал с фигурами, так и второй, где некоторые персонажи выглядывают с хоров. Прекрасное дизайнерское и архитектурное решение.

Фотографии в тексте  Анастасия Олендская / ЕЖ


Фотогалерея  — СЕРГЕЙ ЛОЙКО специально для "Ежедневного журнала"

Сергей Лойко
Сергей Лойко
Художник Александр Котляров


Куратор выставки Антон Литвин
и генеральный директор "Ежедневного журнала" Ольга Пашкова



Последние штрихи


Выставка открыта

Сергей Лойко

Сергей Лойко
Гарри Каспаров, ОГФ, «Солидарность»

Сергей Лойко
Главный редактор "Ежедневного журнала" Александр Рыклин
и Борис Немцов, «Солидарность»




Картинки с выставки можно также посмотреть здесь


 

Ниже небольшой репортаж о посещении родителями Михаила Ходорковского Мариной Филипповной и Борисом Моисеивичем и учащимися лицея "Кораллово" выставки "Процесс".

Фотографии Анастасии Олендской












  • Елена Лукьянова: Рано или поздно Россия заплатит. Инструменты, чтобы заставить её это сделать, есть — аресты имущества.

  • ZNAK.com: Апелляционный суд Гааги обязал Россию выплатить более 50 млрд долларов экс-акционерам ЮКОСа.

  • Карина Орлова: Говорить, что у нас с вами что-то заберут из кармана, не совсем справедливо - давно забрали.А вообще-то... мы все - как... равнодушные попустители... путинского режима, должны его жертвам.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
О Гааге, Путине, 50 млрд ЮКОСу и длине веревочки
19 ФЕВРАЛЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Апелляционный суд в Нидерландах вынес решение, в соответствии с которым Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию на сумму свыше 50 млрд долларов. Это решение вызвало бурную и противоречивую реакцию. «Если Ходорковский получит с России 50 миллиардов долларов, он на эти деньги попытается сделать цветную революцию в России. Гаагский суд надо посылать однозначно», — требует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко на «первом русском» телеканале «Царьград».
Прямая речь
19 ФЕВРАЛЯ 2020
Елена Лукьянова: Рано или поздно Россия заплатит. Инструменты, чтобы заставить её это сделать, есть — аресты имущества.
В СМИ
19 ФЕВРАЛЯ 2020
ZNAK.com: Апелляционный суд Гааги обязал Россию выплатить более 50 млрд долларов экс-акционерам ЮКОСа.
В блогах
19 ФЕВРАЛЯ 2020
Карина Орлова: Говорить, что у нас с вами что-то заберут из кармана, не совсем справедливо - давно забрали.А вообще-то... мы все - как... равнодушные попустители... путинского режима, должны его жертвам.
Тьма заглянула к Световой
1 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Обыск в квартире журналистки и правозащитницы Зои Световой 28.02.17 проводила большая группа сотрудников СКР и ФСБ. По данным «Медузы», руководил этим мероприятием следователь по особо важным делам Руслан Нигматуллин. Обыск, по свидетельству адвокатов, на присутствии которых с трудом удалось настоять хозяйке квартиры, проводился жестко и долго, свыше 11 часов. У Зои Световой изъяли все носители информации, практически полностью парализовав ее возможности продолжать работу. К Зое Световой пришли в поисках денег Ходорковского или следов этих денег. Вместо этого в квартире журналистки и правозащитницы обнаружили ее мужа, дочь, собаку и очень много книг.
Прямая речь
1 МАРТА 2017
Андрей Колесников: Политический подтекст во всех этих историях очевиден.
В СМИ
1 МАРТА 2017
"Московский комсомолец": Светова констатировала, что ее телефоны находятся на прослушке: один из сотрудников ФСБ, найдя документы на другую квартиру, поинтересовался...
В блогах
1 МАРТА 2017
Зоя Светова: Только что добралась до компьютера... Конечно, это безобразие проводить обыск у журналиста только потому что он журналист .
Россия отсудила у ЮКОСА два миллиона долларов. Дело за малым
28 ЯНВАРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
27-го января апелляционный суд Швеции в тяжбе между правительством Российской Федерации и акционерами ЮКОСА встал на сторону России и отменил принятое больше трех лет назад решение шведского же арбитража о взыскании с нашей страны двух миллионов долларов. Деньги эти тогда отсудили несколько испанских фондов – фактических держателей небольших пакетов акций компании ЮКОС, юристы которых утверждали, что в 2007 году имела место экспроприация активов ЮКОСА, что нанесло ущерб их клиентам. Тогда стокгольмский арбитраж встал на сторону истцов, а теперь апелляционная инстанция то решение отменила. 
Прямая речь
28 ЯНВАРЯ 2016
Максим Блант: Положение бывших акционеров ЮКОСа точно станет сложнее, потому что создан прецедент. А многие международные арбитражные суды ориентируются на подобные вещи. 

 

Материалы по теме

Вся сатира в одном флаконе // ВЛАДИМИР НАДЕИН
Процесс. Выпуск 22 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Процесс. Выпуск 21 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Процесс. Выпуск 20 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Процесс. Выпуск 19 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Процесс. Выпуск 18 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Процесс. Выпуск 15 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Процесс. Выпуск 7 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Процесс. Выпуск 6 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Процесс. Выпуск 5 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ