АВТОРЫ
- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГАРРИ КАСПАРОВ
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы
В регионах

Четверг. Город. Центр. Площадь с памятником. Бульвар. Фонари, стилизованные под девятнадцатый век. На площади — с полсотни человек с плакатами и фотографиями. На фото — похищенный и "исчезнувший" в Чечне. Люди с плакатами направляются к бульвару...— Что в этом необычного? — спросите вы. — Да, на Пушкинской площади каждый четверг стоят с антивоенными плакатами. Только народу поменьше...В том-то и дело, что пикет и шествие прошли не на Пушке и не в Москве. Эту площадь, этот бульвар и эти фонари можно было видеть в прошедшее воскресенье по телеканалу "Россия" — во всех видах показывали центр Грозного.
13 мая мы узнали много нового из жизни "косматых". Благодарить за это следует вице-премьера Иванова и телеканал НТВ. "Косматые" — отнюдь не представители правящей партии. "Косматыми" называли тех, чьи "изделия" таки сумели выйти на орбиту. И слово "тарзанник" не имеет отношения к зоопарку. "Тарзанник" был первым местом работы "косматых": вдоль и поперёк помещения, где собирали и тестировали первый Спутник, как лианы, висели кабели. Потому так и назвали. Весёлые были люди. Живые. Суеверные подчас. Чего стоит традиция "пометить" ракету на стартовом столе. Или справить малую нужду на покрышку автобуса, везущего космонавтов на старт. Есть и даты, на которые никогда не назначают запуск ракет... Но 13 мая к таковым не относится. Эта дата, может быть, не менее важна, чем 12 апреля, хотя и менее известна.
Иногда символы вполне значимы как память о прошлом или обозначение сущего, а иногда… предвещают будущее. Ведь, бывает, придуманное вдруг материализуется и становится реальнее самой реальности. Вот, например, сколько себя помню, в день Победы — 9 мая — в Чечне ожидают чего-то нехорошего. Вот и на днях, 1 мая, европейскую комиссию по предотвращению пыток не пустили было в Центорой, в кадыровское "гнездо", — под тем предлогом, что 9 мая ожидаются теракты. Именно 9 мая — в этот день два года назад был убит Ахмат-Хаджи Кадыров. И в других республиках Северного Кавказа рапортуют о ликвидации группировок, готовивших нападения 9 мая.
9 мая 1945 года стало днем великой Победы – неслучайно этот праздник самый популярный в современной России, и его не надо переименовывать в какой-нибудь «День весны и труда». Однако геополитические результаты войны, в конечном счете, оказались для страны неутешительными.
1 мая в Чечне произошёл международный скандал с делегацией Европейского комитета по предотвращению пыток (ЕКПП). По словам руководителя инспекторов Мауро Пальмы: "Делегация комитета в сопровождении российских властей направилась в селение Центорой, однако у въезда в село мы были остановлены силами безопасности и были вынуждены повернуть обратно". Встречаясь 2 мая с президентом Чечни Алу Алхановым, Пальма назвал инцидент "неприемлемым".
Оставляя в стороне старца Филофея («Третий Рим, а четвертому не бывать»), Пушкина («То братский спор славян…») и Чаадаева (тот вообще католик), Федора Ивановича Тютчева можно назвать первым русским геополитиком в европейском смысле слова. Замечательный поэт, которого помнят за грозу в начале мая (где грозными аллитерациями «гр-р-р» и «р-р-р» предвосхищена гремучая слава ГРУ и прочих гордых спецслужб нашего Отечества), на самом деле написал еще множество очень интересных текстов под условным названием «Россия и Запад».
Десять лет назад в России было осуществлено то, о чём теперь так много говорят — передача власти преемнику. Ну не во всей России, а на одной тысячной ее части, и всё же... В ночь с 21 на 22 апреля 1996 года в окрестностях села Гехи-Чу Ачхой-Мартановского района Чечни при взрыве ракеты, наведённой по излучению спутникового телефона, был убит президент Чеченской Республики Ичкерия Джохар Дудаев.
В прошедшую субботу, 15 апреля, Рамзан Кадыров сделал очередное жесткое заявление. На проходившей в Гудермесе внеочередной конференции чеченского регионального отделения "Единой России", которое он по совместительству возглавляет, чеченский премьер обещал, что будет добиваться вывода из Чечни ОРБ-2. Собравшиеся его поняли с ходу: ОРБ-2 — это Оперативно-розыскное бюро № 2 Главного управления МВД по Южному федеральному округу. Кадыров сослался на жалобу Усмана Хамзатова из села Дуба-юрт: сотрудники ОРБ-2 якобы задержали двоих его односельчан, которые сейчас находятся в изоляторе. "Задержанных избивают и заставляют признаваться в преступлениях, которые они не совершали", — сообщил Рамзан собравшимся.
Все-таки, как ни крути, какой идеологией ни прикрывайся, а общество безошибочно выбирает формы своего существования в зависимости от господствующих тенденций. У событий этой недели есть общий знаменатель: в большинстве их без труда можно обнаружить черты «совка» — советской жизни эпохи застоя. Именно этот застой предстает как определяющая тенденция нынешней российской жизни.
Президент непризнанной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты обратился в Конституционный суд в городе Москве с тем, чтобы вышеозначенный суд решил: входит Южная Осетия в состав России или не входит? Есть два основополагающих принципа международного права: право государства на неизменность границ и право нации на самоопределение. Последнее право обыкновенно доказывается оружием. Когда метрополия посылает в регион танки, она теряет моральное право владеть регионом; когда эти танки сжигают, она теряет это право де-факто. В этом смысле ситуация в Абхазии и в Чечне отличается только тем, что Россия потеряла Чечню морально, а Грузия Абхазию – еще и физически.







