- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГАРРИ КАСПАРОВ
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы

О качестве экономической политики правительства в 2013 году вполне красноречиво может сказать сопоставление двух простых цифр: среднегодовой цены нефти и темпов роста ВВП – около 107 долларов за баррель и ниже 1,5%, соответственно. На этом фоне, вероятно, не будет большим преувеличением утверждать, что самый весомый вклад в экономику – во всяком случае, с точки зрения ее долгосрочных интересов и перспектив – в минувшем году сделали не МЭР или Минфин, а Министерство иностранных дел. Благодаря нескольким громким победам, одержанным не без участия МИДа на геополитических фронтах, у России появился шанс сохранить за собой роли ключевого игрока на мировом газовом рынке.
Уходящий год оставляет весьма неоднозначное ощущение, сродни тому, что бывает, когда послушаешь страшную рождественскую историю со счастливым концом. И дело не только в неожиданном, на грани чуда, освобождении Михаила Ходорковского. Не только в освобождении Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой, амнистии части фигурантов «болотного дела» и активистов «Гринпис» — событиях ожидавшихся, но оттого не менее радостных. По количеству как вполне реальных, так и надуманных угроз, реализация каждой из которых чревата была весьма серьезными последствиями, а то и вовсе экономическим коллапсом в мировом масштабе, 2013 год побил все рекорды.
Налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, который вполне вписывается в общую картину деградации и разрушения государственных институтов, отличающий современную Россию. Доверие граждан (которые вполне способны адекватно оценивать происходящее) к государственной пенсионной системе, а заодно и к самому государству основательно подорвано. Вопрос в том, может ли общество и оппозиция что-то этому противопоставить. Можно было бы, конечно, начать пикетировать Госдуму, Пенсионный фонд России (ПФР) и ВЭБ, попытаться завалить российские суды исками, придумать другие формы протеста. Однако более адекватным представляется другой ответ.
Событие, которого финансовые рынки со страхом и трепетом ждали все последние месяцы, произошло: Федеральная резервная система приступила к сворачиванию программы экстренного стимулирования экономики, сократив ежемесячный объем выкупа активов с 85 до 75 миллиардов долларов. Это стало возможно, благодаря успехам американской экономики, поэтому ожидавшегося обвала не произошло. А плавность и деликатность, с которой действует ФРС, и вовсе привела в восторг инвесторов, которые поставили новые рекорды в американских индексах. Впрочем, Российской экономике это едва ли поможет, скорее наоборот - отток капитала из страны может ускориться.







