Исполнители-виртуозы
О «Катынском деле» пишут много, но как-то в тени остается один вопрос.
Почти 22.000 расстрелянных.
А кто «их исполнял», выражаясь на профессиональном сленге палачей?
Секрета тут нет.
Руководство операцией было поручено наркому госбезопасности Меркулову В.Н., его заместителю Кобулову Б.З. и начальнику 1 спец. отдела НКВД Баштакову Л.Ф.
Понятно, что член ЦК ВКП (б) Меркулов (будущий генерал армии) и кандидат в члены ЦК ВКП (б) Кобулов (будущий генерал-полковник) «осуществляли руководство».
А вот начальник 1 спец. отдела – это уже теплее.
Баштаков Леонид Фокеевич, 1900 – 1970.
Крестьянский сын, учился в гимназии (Самара), ушел из 7 класса. По профессии – конторщик-счетовод, в этом качестве пришел на работу в ОГПУ в 1922 г., член партии с 1926. Работал в экономическом отделе, а с 1938 по 1942 г. – в «специальном отделении». Потом был начальником Высшей школы НКВД-НКГБ-МГБ. В 47 лет, в звании генерал-майора ушел на пенсию (ордена: Красной Звезды – за Катынь, Красного Знамени, Ленина). В 1950-е работал начальником секретно-шифровального отдела Министерства геологии СССР, затем – персональный пенсионер.
Еще конкретнее была работа непосредственно отвечавшего за «исполнение».
Блохин Василий Михайлович, 1895 – 1955.
Крестьянский сын, пастух, унтер-офицер запасного полка (в боевых действиях не участвовал). С 1918 – в Красной Армии, член партии с 1921. В ВЧК – с 1921.
С 1926 по апрель 1953 неизменно занимал должность «коменданта ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ».
В этом качестве генерал-майор госбезопасности Блохин непосредственно руководил «исполнениями». Оценить, сколько было всего «исполнено» под его руководством, трудно – работал в Москве (Варсонофьевский пер., д.2/10), постоянно выезжал в командировки, в том числе и по «Катынскому делу». Очевидно, за 27 лет речь шла о СОТНЯХ ТЫСЯЧ, расстрелянных под его руководством.
Василий Михайлович не чурался «ручной работы». Мастер надевал кожаный фартук, краги, очки и брался за дело. По свидетельству одного из калининских чекистов, его «охватил ужас», когда он увидел, как работает В.М.
Между тем, сколько можно судить по фотографии, ничего «инфернального» в лице Василия Михайловича нет. Обычное «чекист-лицо»: глаза-щелочки, узкие губы, выражение «собранное». Да и в жизни генерала, кавалера орденов Ленина, Красной Звезды, Знак Почета, Красного Знамени (как раз за Катынь), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, едва ли было что-то «джеймс-бондовское». Работа, часто ночная, вечные командировки. Пайки, премии, дома отдыха …
Советская номенклатура. Правда, после смерти Сталина фортуна от него отвернулась – был лишен звания генерал-майора в 1954 «как дискредитировавший себя за время работы в органах». Чем «дискредитировавший», непонятно. Вскоре после несправедливой опалы Василий Михайлович умер.
Среди «виртуозов Москвы», трудившихся под руководством В.М., первым считался Петр Иванович Магго, 1879 – 1941.
Латыш, батрак, 2 класса средней школы. Член партии с 1919.
Как говорят, по лицу этого вислоусого человека в очках можно было легко принять за сельского учителя.
Он служил во внутренней тюрьме ВЧК-ОГПУ, дослужился до начальника. С этой должности добровольно ушел с понижением – в рядовые сотрудники особых поручений комендатуры.
Судя по приказам по ОГПУ-НКВД, капитан госбезопасности Магго П.И. лично убил в период 1927-1940 гг. 10.000 (десять тысяч) человек. Ордена: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Судя по легендам, семьи не имел, т.к. много пил.
Примерно тот же путь прошел полковник Петр Яковлев – добровольно отказался от должности начальника спецавтобазы НКВД, чтобы пойти рядовым сотрудником особых поручений комендатуры.
Можно сказать массу слов и пафосных, и наукообразных.
Но для меня психология этих людей – абсолютная загадка. Гораздо в большей мере, чем психология сексуальных маньяков вроде Чекатило и т.д. Там, по крайней мере, можно «отделаться», сказав «псих».
А здесь?