КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеВперед, к победе популизма!

8 АПРЕЛЯ 2010 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ

РИА НовостиГлобализация мировой экономики вызвала рост конкуренции, опирающейся как на новые идеи, движущие рынок вперед, так и на неприкрытое их воровство или заимствование. Сказанное выше относится ко всем странам, от демократических до диктатур любых типов и характеров. При этом заимствование идей часто принимает странный характер.

За примерами далеко ходить не нужно. Возьмем хотя бы Россию и США. Два заявления, прозвучавшие из Москвы и Вашингтона в последние две недели, показали, что администрации в Кремле и Белом доме охотно «перенимают» друг у друга «последние» экономические и политические достижения.

В случае с Кремлем воровство или заимствование стало хорошей традицией. Достаточно вспомнить хотя бы кражу чертежей атомной бомбы в 50-ые или бурный рост промышленного шпионажа в США, который мы наблюдаем ныне.

Что же касается заимствования, то здесь Москва ориентируется на самое лучшее, вернее заявляет об этом, после чего признается в проблемах с исполнением. Взять хотя бы известные истории с парковочными аппаратами или «сервисом» по оттаскиванию нарушивших правила парковки автомобилей. Но это мелочи по сравнению с проектом «Силиконовой долины», о сути которого на правительственном российском ТВ рассказал Владислав Сурков, главный «демократ» страны и старший помощник «друга» всего свободного и прогрессивного.

Утверждают, что «свежая» идея создания центра инновационных идей по калифорнийскому примеру (Silicon Valley) пришла в голову президенту (без портфеля) Дмитрию Медведеву. Последний, видимо, просто одержим мыслью об излечении России от «голландской» болезни, а посему решил позаимствовать лучшее у лучших.

Подозреваю, что успех популистского проекта российской «Силиконовой долины» будет, в основном, зависеть от того, насколько успешно удастся украсть те средства, которые налогоплательщики выделят на создание этого центра в городе Сколково. Его наполнение, в данном случае, равно, как и экономическая отдача, дело далекого будущего, за которое нынешние власти никакой ответственности нести не будут. Если только не собираются жить и править вечно.

Что же касается администрации президента Обамы, то она, похоже, решила импортировать путинскую политику, известную как «социальная ответственность олигархов». Мне сложно по другому объяснить решение Генри Ваксмана, председателя комитета палаты представителей по энергетике и торговле, и Барта Ступака, председателя подкомитета палаты представителей по контролю и расследованиям, вызвать на слушания в конце апреля руководителей крупнейших компаний в США. Таких, как John Deere, Caterpillar, Verizon, and AT&T.

Очевидно, что они вызвали серьезное недовольство и заставили нервничать как Белый дом, так и его друзей в Конгрессе, обнародовав свои данные о том, сколько им будет стоить реформа медицинского страхования. Только за неверие в ее эффективность, ставящее под сомнение популистские порывы Белого дома, администрация Обамы и демократы в Конгрессе готовы разорвать компании на идеологические и экономические части. 

Цифры, приведенные вышеуказанными публичными корпорациями, сильно отличаются от той радужной информации, которую выдали Белый дом и демократы в Конгрессе.

Поэтому поступать с сомневающимися необходимо жестко и быстро. Практически так, как действует Владимир Путин с «получившими собственность задарма» олигархами, делая им предложения, от которых невозможно отказаться. Не поэтому ли, например, практически все российские олигархи «от чистого сердца» финансово поддерживают профессиональный спорт или создают благотворительные организации, делясь «награбленным». 

Несмотря на то, что американские олигархи серьезно отличаются от российских, обращение Белого дома с ними, на примерах вышеуказанных четырех компаний, напоминает подходы Кремля к этой же «проблеме».

Разница в том, что Вашингтону не нужно требовать появления дополнительных благотворительных организаций или принуждать корпорации к поддержке спортивных федераций. Белый дом (как, впрочем, и Кремль), если захочет, может использовать целую палитру экономических и юридических методов, чтобы привести эти компании в чувство. Например, объявив о начале расследования в отношении одной из них, что моментально приведет к падению котировок ее акций на бирже.

Или (похоже, что это и собирается сделать Конгресс на слушаниях в апреле) выяснить, не было ли экономического сговора компаний против реформы медицинского страхования.  

А, если описанное выше сходство покажется вам чистым совпадением или попросту надуманным, то стоит вспомнить популистскую фразу о «жирных котах», которую Барак Обама произнес в эфире программы «60 Минут» на канале CBS 14 декабря 2009 года. Она, правда, относилась не к вызываемым в Конгресс компаниям, а к их финансовым собратьям, ругать которых стало хорошим популистским тоном после начала экономического кризиса.

В отличие от России, где правила игры устанавливает Кремль, спуская их по созданной им же вертикали, Конгресс и Белый дом забыли, что американская экономика состоит не только и не столько из «жирных котов», но и из мелких инвесторов и пользователей услуг, предоставляемых большими компаниями.

Этим мелким инвесторам будет больно каждый раз, когда администрация Обамы станет без повода трясти большие компании. А последние, конечно же, повысят плату за свои услуги в случае роста расходов на медицинское страхование для своих работников.

Популизм, безусловно, может привести к победе на выборах и укрепит веру населения в светлое будущее, но к реальным цифрам он не имеет никакого отношения.  

PS. У автора нет и не было акций компаний John Deere, Caterpillar, Verizon и AT&T.

Фотография РИА Новости

 


 

Обсудить "Вперед, к победе популизма!" на форуме
Версия для печати