КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеМосква «под знаком полумесяца»

9 ДЕКАБРЯ 2010 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

РИА Новости

После запрета властями Москвы строить в районе метро «Текстильщики» мечеть из-за протестов местных жителей многие мусульмане стали поговаривать о том, что в столице в ближайшие годы вообще не позволят строить исламские культовые здания. «На сегодняшний день вопрос строительства мечетей закрыт, потому что заявлено, что любое строительство мечети нужно согласовывать с местными жителями. Выступления против мечетей сегодня будут в любой точке Москвы», — сказал глава Духовного управления мусульман Азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов.

Лично я не вижу ничего плохого в том, что столичные власти интересуются мнением коренного населения. Другое дело, что это самое население нередко находится в плену мифов и не различает угрозы реальные и мнимые, свою пользу и свой ущерб в долгосрочной перспективе.

Хотим мы этого или нет, но число этнических мусульман в столице продолжает расти. И религия, которая является для них важным идентификационным кодом, настойчиво заявляет о своих правах. Если пустить дело на самотек, то религиозное подполье воспитает своих радикалов. И мечеть Василия Великого станет альтернативой мечети Парижской Богоматери, столь ярко описанной в антиисламском романе М. Чудиновой.

В современной Европе происходит процесс укрепления ислама, количество верующих в странах ЕС достигает 60 миллионов. Но если посмотреть процент мусульман ко всему населению, то он окажется не таким уж большим. Во Франции 7%, в Нидердандах 6%, в Швейцарии и Австрии 5%, в Бельгии и Германии 4% и так далее, по убывающей.

В то же время среди европейских мусульман идет жесткий спор о дальнейших путях развития ислама на континенте. Одни говорят о создании «еврохалифата», другие рассуждают о «евроисламе».

Конечно, «европейский ислам» в каком-то смысле символизирует светский, модернизированный ислам, который вписывается в парадигму гражданского общества. Иначе говоря, это культурный ислам, и, как показывают работы исламских богословов и политиков, он имеет свои глубокие корни.

На закончившейся только что ярмарке «Нон-фикшн» мне попался ежегодник исламской философии «Ишрак» (М.: Языки славянских культур, 2010). Одна из статей посвящена Заки Валиди Тогану — представителю элиты российских мусульман начала XX века, политическому и военному руководителю башкирского национального движения (1917 – 1921) и основоположнику Башкирской республики. В то же время он был видным востоковедом-тюркологом. Тоган утверждал, что приобщение мусульман к Западу должно сопровождаться приведением ислама в соответствие с западной цивилизацией; в своей истории тюрки всегда различали султанат и халифат.

Однако часть европейских мусульман вовсе не настроена на интеграцию в принимающее их общество. Они считают его, и не без оснований, порочным. И активно сопротивляются адаптации. Европейцы борются с такой стратегией поведения при помощи разных законов и требований. И это порождает благодатную почву для вызревания радикальных настроений с обеих сторон.

Похожие процессы мы наблюдаем и в России, в мегаполисах. Да, до революции православие и ислам мирно уживались друг с другом. Но при этом этносы жили раздельно: татары в одном месте, русские в другом, кавказцы в третьем. Сейчас все перемешалось. И вопрос инкультурации стоит со всей остротой. Не менее остро стоит вопрос об удовлетворении духовных нужд новых москвичей.

Неправильно оставлять этнических мусульман без духовного окормления. А старые мечети уже не вмещают верующих. Поэтому недавнее напоминание сопредседателя исполкома Межрелигиозного совета СНГ, исполнительного директора Международной исламской миссии муфтия Шафига Пшихачева о том, что столичные власти еще при Лужкове выделили восемь участков под строительство мечетей, очень важно. Муфтий призывает решать проблему возведения мечетей за столом переговоров. Помимо восьми участков, на которых могут быть построены мечети, мусульманам, конечно, необходимы места для ритуального забивания скота, чтобы кровь животных не текла по московским, питерским и другим улицам и не шокировала случайных прохожих.

Что касается местных жителей, то, на мой взгляд, им следует объяснять те плюсы, которые связаны со строительством мечети, — в первую очередь это снижение общественного напряжения. Не надо ждать, когда радикалы возглавят обширное религиозное подполье. Титульная нация нуждается в просвещенном исламе, который не станет ломать существующий уклад жизни. В исламе культурном как необходимом элементе гражданского общества.

 

Фотография РИА Новости

 



Обсудить "Москва «под знаком полумесяца»" на форуме
Версия для печати