КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПостюбилейное

4 ФЕВРАЛЯ 2011 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

РИА Новости

Ну, вот уже, кажется, все новогодние праздники позади. Отгуляли и 80-летие первого (и пока последнего) президента России. Новоиспеченные однопартийцы — Немцов, Касьянов, Рыжков и Милов — возложили венок к могиле на Новодевичьем. Совпали с политбомондом. Сергей Степашин, предварив широкие объятия бодрой и остроумной шуткой (что-то вроде «А ты еще на свободе?»), долго целовался с Немцовым. Борис Ефимович выглядел слегка растерянным, но поцелуй перенес достойно. Не обошел глава Счетной палаты и Михаила Касьянова. Потом все по очереди стали обниматься с Пал Палычем Бородиным. Потом подъехала семья. (Возможно, в данном контексте слово «семья» надо бы взять в кавычки, поскольку, скажем, формально, насколько я знаю, г-н Волошин пока ни с кем из клана Ельциных не породнился, но не упомянуть о нем невозможно же…) Волошин целоваться и обниматься с оппозиционерами не стал, но и от рукопожатия не отказался. Меня подмывало спросить, почему после столь прозрачного намека нацлидера Александр Стальевич так и не сбрил «бороденку», но я сдержался… Наина Иосифовна тепло (и, как мне показалось, искренне) поздоровалась и с Немцовым, и с Касьяновым, а Татьяна даже обменялась с обоими несколькими репликами. А вот Юмашева почему-то не было… И Дерипаски не было…   

Надо сказать, что наши оппозиционные лидеры в этой компании выглядели вполне органично. Но и те, кто с нынешними властителями на короткой ноге, в данных обстоятельствах лицом в грязь не ударили — все сумели скрыть неловкость и испуг при встрече с «отщепенцами». А некоторые, как я уже говорил, даже не побоялись проявить радушие. И тем не менее, все это время меня не оставляла одна простая мысль: завтра всю четверку поведут на казнь, никто из них не то что пальцем не пошевельнет — рта не раскроет. А если и раскроет, то только затем, чтобы порассуждать на ОРТ о справедливости приговора…

За эти дни о Ельцине уже было сказано, написано и показано столько, что, кажется, до 90-летия точно хватит. Разброс мнений, естественно, широк — от безусловных восхвалений сподвижников, соратников и родственников (местами умеренно аргументированных, местами пошловатых) до откровенных проклятий с обычным набором претензий (например, последняя космонавтка СССР Светлана Савицкая).

Мне представляется, что политический деятель масштаба Бориса Ельцина в первую очередь должен оцениваться по тому политическому наследию, что он оставил после себя. А про кого, как не про Ельцина, можно сказать, что гора родила мышь. Но мышь оказалась злобной, кусачей и неимоверно жадной. И Ельцин умер, а мы теперь с ней живем. И не знаем, как ее извести. За эти годы мышь превратилась в огромную жирную крысу и наплодила легион других жирных крыс. И конца этому не видно…

Честно признаюсь, в первые годы после отставки Ельцина время от времени меня посещала наивная мечта: вот сейчас наш харизматичный дедушка очухается, придет в сознание, оглядится вокруг и поедет в Кремль. И как рявкнет на преемничка, как разнесет там все к чертовой матери. Но дедушка никуда не поехал и ни на кого не рявкнул. То ли так и не очухался, то ли уже силенок не было…

К Ельцину все эти годы у нынешних кремлевцев отношение было сдержанное. А челядь (Сурков и Ко.) так и вовсе стращала: смотрите, дескать, какой ужас и беспредел творился в «проклятые девяностые». А нынче — встаем с колен, Олимпиаду проводим, чемпионат мира по футболу и вообще… Но в дни ельцинского юбилея тональность изменилась: тандем дружно признал «заслуги в деле демократизации». Младший партнер открыл памятник на родине «первого», а мажоритарий поучаствовал в мероприятии в Большом театре. И даже произнес соответствующие слова. Челядь рукоплескала. И «семья» рукоплескала. Словом, все остались довольны.

И фоном к юбилейным торжествам — прямо в Екатеринбурге проведенное заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. И понятно, почему именно в этот день и именно в этом городе. Чтобы декорировать открытие памятника уместным мероприятием с участием уважаемых правозащитных персонажей. И все получилось... Мало того что в Совет этот дивный долили новых членов (вот уже и наш старинный знакомец Леонид Радзиховский в нем. Оказывется, не зря человек старается…), но и приняли на нем историческое решение (и президент его акцептовал!!!) провести юридическую экспертизу суда над Ходорковским и Лебедевым!

Ну, как тут не всплеснуть руками, не умилиться и не поблагодарить этих прекрасных людей, которые денно и нощно пекутся о нашей с вами свободе и о наших с вами правах? А каким благородным героем на фоне выдающихся правозащитников выглядит и сам молодой президент… А то, что весь этот дешевый и пошлый балаган никогда и никаким образом не повлияет на судьбу Ходорковского и Лебедева — дело вообще десятое. Собирались-то не за этим, а по случаю… По случаю 80-летия Бориса Николаевича Ельцина. Светлая ему память.    

 

 

 

 



Обсудить "Постюбилейное" на форуме
Версия для печати