КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахИх последний поклон?

20 МАРТА 2012 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

Дмитрий Анатольевич Медведев провел свою последнюю коллегию министерства обороны в качестве президента. Подозреваю, что и министр обороны Анатолий Сердюков тоже участвовал в одной из последних своих коллегий военного ведомства в качестве его главы. Оба высших руководителя констатировали, что военная реформа (наконец-то они назвали происходившее правильными словами) «практически» осуществлена. И это, пишу без всякой иронии, их огромная заслуга перед страной, перед всеми нами. В последнее время в адрес Медведева, исполнявшего роль президента в течение почти четырех лет, редко звучат хоть какие-то слова одобрения. Пропутинские публицисты  не желают понапрасну расходовать похвалы, копят для нацлидера. Либерально настроенные граждане выставляют ему длиннющий счет не исполнившихся намеков и обещаний: про свободу, которая лучше, чем несвобода, про модернизацию, которая сменилась путинским застоем – эти претензии можно длить до бесконечности. Репутация Сердюкова – не лучше. Человек, уволивший около 200 тысяч человек, не может быть всеми любимым по определению. Прибавьте к этому явное нежелание заниматься собственным пиаром, жесткость (если не откровенное хамство) в отношениях с подчиненными. Если бы мне пришлось писать портрет этого человека, я бы сравнил его с Аракчеевым. Нет не тем карикатурным идиотом, которого описал Салтыков-Щедрин. Реальным Аракчеевым, создателем русской  артиллерии, эффективным, будете смеяться, менеджером. Человека, который написал несколько записок императору о том, что создание военных поселений не принесет никакого полезного результата, но когда получил прямой приказ, выполнил его к максимальной аккуратностью.

И вот этим двум людям – Медведеву и Сердюкову - мы в самом деле должны быть благодарны за самую радикальную военную реформу за последние сто лет. Как мне показалось, вчера оба подводили некий итог на коллегии военного ведомства. Медведев:   Вооруженные силы "отвечают современным угрозам и способны дать ответ на потенциальные угрозы в наш адрес", "личный состав и руководство Вооруженных сил на деле показали умение решать тактические и стратегические задачи". "В целом в результате проведенных преобразований мы имеем новые Вооруженные силы. Они куда в большей степени отвечают современным угрозам и способны дать ответ на потенциальные угрозы в наш адрес", - подытожил Верховный главнокомандующий.

Правда заключается в том, что проведенная реформа означает отказ от массовой мобилизационной армии. Оборону России уже никто не собирается обеспечивать за счет гипотетической мобилизации миллионов резервистов. Благодаря ликвидации соединений неполного состава и  увольнению «избыточного» количества офицеров и прапорщиков восстановить эту систему будет довольно сложно. Может быть, сами реформаторы даже не понимают, какой пласт социально-политических отношений они затронули своими реформами. В случае, если их реформы не будут остановлены, может быть впервые в трехсотлетней истории российских Вооруженных сил, военная служба станет профессией и перестанет быть налогом.

Так что есть все основания полагать: если у будущих историков найдутся основания сказать хоть что-нибудь хорошее относительно Медведева и Сердюкова, они наверняка вспомнят о военной реформе 2008-2011 годов. Открытым остается главный вопрос – можно ли вернуть все назад. Подозреваю, что можно. Чем дальше двигалась реформа, тем чаще она натыкалась на нереформированные государственные институты. Прежде  всего промышленность, которая должна бы обеспечить Вооруженные силы современной военной техникой. На заседании коллегии Минобороны Медведев в очередной раз строго приказал наказать «плохих» чиновников, которые мешали исполнению гособоронзаказа. На самом деле, все участники процесса отлично понимают: существующая система заточена на распил бюджета, но никак не на производство современных  вооружений. Всем участникам процесса понятно,  что надо делать. Одна беда – существующую структуру создал Главный начальник. Пусть она совершенно неэффективна – плевать. Ведь Путин В.В. никогда не признается, что создал в кампании с своим самым близким другом Ивановым С.Б. (ныне руководящим администрацией президента) совершенно неэффективную систему управления оборонно-промышленным комплексом. Нельзя исключать, что следующий президент – все тот же Путин В.В, - поняв, что созданная им лично система не работает, попытается развернуть реформы в обратном направлении. И тогда вроде бы эффективные чиновники могут оказаться виноватыми…

 

Версия для печати