КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахБеспилотники для внутреннего употребления

РИА Новости
Во время первого массового митинга на Болотной площади 10 декабря 2011 года многих протестующих смутил неизвестный летательный аппарат с пропеллерами, круживший над толпой. Некоторые даже приняли его за НЛО. Загадочным устройством оказался радиоуправляемый летательный аппарат, который агентство «Ридус» и агентство РИА Новости использовали для фотосъемки митинга.

Качество фотографий было поразительным: снимки с панорамным видом на Болотную площадь, мосты и набережную, заполненные людьми, стали хитом в интернете, причем не только из-за яркой зрелищности. Эти фотографии послужили объективным свидетельством при подсчете числа людей, пришедших на первое за почти 20 лет массовое протестное мероприятие. С высоты птичьего полета отлично видны и плотность толпы, и группы людей с флагами, и дым от горящего файера.

Естественно, спецслужбы и МВД не могли пройти мимо таких возможностей, они еще несколько лет назад начали активно закупать беспилотники для наблюдения с воздуха. Характеристики этих летальных аппаратов значительно превосходят возможности гексакоптера на Болотной, собранного в кустарных условиях.

 

Беспилотники против активистов

Считается, что в России всерьез заинтересовались беспилотниками из-за войны с Грузией 2008 года, после которой Министерство обороны бросилось закупать технику в Израиле. Однако еще за два года до этого беспилотники уже использовались в нашей стране, только не военными, а полицейскими — опять же для мониторинга уличных протестов.

Впервые Министерство внутренних дел задействовало беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в июле 2006 года во время саммита G8 в Санкт-Петербурге. Это были беспилотники Zala 421-04M. Небольшой самолет — размах крыла чуть больше полутора метров, вес около пяти килограммов — может летать на высоте 3000 метров в течение полутора часов. Беспилотник передает видео- и фотоизображение в режиме онлайн на экран оператора, оснащен тепловизором и определяет координаты объектов.

Полевые испытания, видимо, были признаны успешными (согласно отчетам правозащитников, сотни активистов, собиравшихся на протестные акции во время саммита, не смогли добраться до Питера, поскольку были задержаны еще на подступах к городу).

С этого момента МВД стало закупать беспилотники регулярно. Разработчик и производитель беспилотника, опробованного во время саммита G8 — группа компаний Zala Аero, — была создана в начале 2000-х годов в Ижевске. Вскоре ее постоянными заказчиками стали Центр авиации МВД и погранслужба ФСБ. По данным компании, весь ее коллектив составляет около 20 человек, она является частной и не образована, как большинство других производителей беспилотников, на базе советских авиагигантов.

Заместитель директора Максим Шинкевич рассказал нам по телефону из Ижевска, что с 2006 года компания поставила МВД около 70 беспилотных комплексов, каждый из которых насчитывает несколько летательных аппаратов. Кроме той модели, что использовалась для «охраны» саммита G8, самой популярной у полиции считается аппарат Zala 421-08M. Этот беспилотник может уместиться на письменном столе: его длина всего 45 сантиметров, размах крыла 85 см, а вес 2,5 килограмма, тем не менее, он может вести наблюдение больше часа.

По словам Шинкевича, на сегодняшний день почти в каждом авиаотряде МВД есть комплекс БПЛА: иногда это один ноутбук (в качестве станции управления — прим. авт.) и два маленьких самолета, а у кого-то — КАМАЗ и несколько летательных аппаратов. Мы задали заместителю директора несколько вопросов.

Какая задача была поставлена перед вашими беспилотниками на саммите G8 в Санкт-Петербурге?

Наблюдение за перемещениями людей, массовыми скоплениями, слежка за автомобилями.

А сколько их было тогда?

Думаю, их было два или три комплекса, то есть четыре небольших самолета.

Сколько человек нужно, чтобы управлять одним-двумя беспилотниками?

На самом деле это может быть и один человек. С помощью ПО и наших устройств он может управлять комплексом и запустить одновременно несколько самолетов. Но более, чем четырьмя аппаратами, одному оператору уже очень сложно управлять. Оптимальный состав комплекса — от двух до четырех человек, в зависимости от размера комплекса, конечно, его сборки и типа катапульты, с которой он запускается.

С помощью камер, размещенных на ваших беспилотниках, можно разглядеть номер автомобиля?

Да, камера, установленная на комплексе 16 Е, это может, не в любых условиях, конечно, потому что мы на машину все-таки сверху смотрим, а не сбоку, но при некоторых ракурсах можно увидеть номер автомобиля.

А можно таким образом разглядеть лицо человека?

Наверное, можно, но для этого нужны достаточно тяжелые беспилотники с хорошей камерой, а точнее говоря, с тяжелой и специализированной  платформой. Тогда, в принципе, да. Хотя у нас же там еще и фотоаппараты стоят, с их помощью можно различить лицо, но чтобы достоверно... На обложку журнала, скажем, фотография не пойдет.

 

Тайна частной жизни осталась в прошлом

Пока запускать беспилотники для идентификации протестующих в толпе не слишком эффективно из-за недостаточно высокого уровня технологий, но для мониторинга обстановки они вполне подходят.

За последние шесть лет БПЛА обзавелись большинство авиаотрядов спецназначения МВД, а, по информации ведомства, авиаотряды есть в 26 регионах России. Хотя в основном беспилотники используются для борьбы с преступностью, полицейские не скрывают, что собираются с их помощью наблюдать за митингами и шествиями.

Например, в конкурсной документации на приобретение двух беспилотников Zala управлением МВД по Амурской области сообщается, что их собираются использовать для мониторинга объектов инфраструктуры, мест проведения массовых мероприятий, поиска и наблюдения за объектами. Во время испытательного пуска беспилотника в марте 2011 года начальник авиапункта амурского УВД Сергей Канунников так объяснил корреспонденту агентства «Амур.инфо», зачем им нужны беспилотники: «Для нас главная цель — охрана общественного порядка: митинги, шествия, которые проходят у нас. Будем наблюдать все это с воздуха во избежание инцидентов».

Уже известно, что беспилотники будут активно использоваться на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году. В рамках подготовки к Олимпиаде для местного авиаотряда в 2010 году было закуплено четыре новых беспилотника.

Как признают специалисты, использовать беспилотники в городах сложно, поскольку получить разрешение у Регионального центра единой системы организации воздушного движения непросто не только коммерческим компаниям, но и спецслужбам. Вероятность падения небольших БПЛА достаточно высока, и запускать его над толпой или городскими домами рискованно.

Более многообещающими выглядят перспективы применения беспилотников за пределами города. Над полями и лесами, где расположены дачные домики и частные коттеджи, беспилотники могут летать практически свободно. Оператор наземной станции управления может в режиме реального времени наблюдать на экране за всем, что на этой частной территории происходит, не ставя хозяев в известность, хотя для проведения негласного осмотра дома требуется санкция суда. Ясно, что чем больше будет развиваться беспилотная авиация, тем прозрачнее будет частная жизнь.

Мы спросили Максима Шинкевича,  не беспокоит ли его, что беспилотники вторгаются в частную жизнь:

У каждого в телефоне есть камера, она может включиться в любой момент и записывать. Вы выйдете на балкон с фотоаппаратом и сделаете фотографию — тоже вторжение в личную жизнь. То же самое беспилотники, их можно использовать разными способами.

То есть вы считаете, что в наше время это не должно смущать?

Я считаю, что это должно смущать, но развитие технологий говорит об обратном: тайна частной жизни осталась в ХХ веке. Дело не только в беспилотниках, но и количестве камер на дорогах, в коммерческих организациях. Личной жизни… ее больше нет, наверное.

 

Четыре с половиной минуты

Пока полиция и Кремль ищут эффективный способ применения беспилотников, СМИ, если судить по примеру Болотной, уже его нашли. Правда, этот удачный опыт вряд ли удастся повторить.

35-летний Станислав Седов, инженер-автодорожник по образованию, с детства увлекался моделированием и четыре года назад сделал это своей профессией, когда стал снимать с помощью самодельных радиоуправляемых аппаратов панорамные фото с воздуха.

Именно он перед митингом на Болотной предложил Илье Варламову, блогеру и руководителю агентства «Ридус», попробовать снять толпу с беспилотника.

«Я ему предложил, а он эту возможность обеспечил. Мы получили неформальное согласие», — рассказал нам Седов.

Как именно было получено согласие, неясно, но считается, что агентство «Ридус» было создано с одобрения Администрации президента, во всяком случае, 10 декабря Седов запускал гексакоптер с огороженной полицейскими площадки. Более того, полицейские еще и отгоняли любопытных, чтобы те не мешали запуску.

Техника безопасности была продумана заранее, поэтому гексакоптер летел над каналом, примыкающим к площади, а не над толпой: если аппарат вышел бы из строя, то упал бы в воду. Седов пояснил:

На Болотной я использовал гексакоптер собственной конструкции с немецкой начинкой. Мы используем обычный фотоаппарат CANON. Мы работаем в паре: пилот и фотограф. Фотограф видит, что снимаем, и говорит мне, пилоту, куда лететь. Управляю я аппаратом визуально.

На какую высоту поднимался ваш аппарат на Болотной?

Невысоко, не больше ста метров.

И сколько ваш аппарат пробыл в воздухе?

Четыре с половиной минуты.

По всей видимости, когда стало ясно, что на митинг пришло намного больше людей, чем ожидалось, и снимки  — лучшее тому доказательство, неформальные договоренности с властями и предосторожности Седова не спасли их от проблем с правоохранительными органами. Станислав Седов подтвердил, что они столкнулись с проблемами после Болотной, но уклонился от подробного рассказа о них. Однако этих проблем хватило, чтобы опыт Болотной не повторился, до сих пор, по крайней мере.

Судя по проблемам, которые вы получили после Болотной, вряд ли можно говорить о том, что информационные агентства кинулись нанимать таких пилотов?

Нет, никто не побежал. Но я знаю, что на РИА Новости ребята периодически работают.  Нанимаются для какой-то разовой работы. Но, честно скажу, сейчас я без восторга рассматриваю предложения о съемках в Москве. Мне проще поехать за границу и там поснимать.

Такое впечатление, что четыре с половиной минуты на Болотной — это весь лимит времени, который был в распоряжении журналистов для освещения протестов, и он уже полностью исчерпан. В декабре им помогло счастливое стечение обстоятельств, когда возможности прокремлевского агентства совпали с энтузиазмом пилота гексакоптера и просчетом Кремля, видимо, пожелавшего документально зафиксировать малочисленность протестов. Но вряд ли такое стечение обстоятельств возможно в будущем.

 

Приоритетная сфера

В начале июня в Минске на выставке «Человек и безопасность» было не слишком многолюдно, несмотря на высокий статус мероприятия: среди организаторов значились КГБ Беларуси, МВД и Министерство обороны. Посетителей, кажется, больше интересовали служебные собаки пограничников и выступления местного спецназа, чем достижения белорусских технологий. Правда, было и исключение — стенд с беспилотниками научно-производственного центра при минском Физико-техническом институте пользовался успехом у посетителей.

Его начальник Юрий Яцына недавно вернулся с испытаний на российском военном полигоне. Стоя рядом со своим беспилотником, он рассказал нам, что, по крайней мере, один аппарат, электролет «Бусел», уже поставляется в Россию. «Бусел» — это беспилотник c двумя пропеллерами, размахом крыльев чуть более двух метров и продолжительностью полета около 50 минут.  Судя по буклету, «Бусел» может осуществлять и «контроль правопорядка в местах массовых мероприятий».

Яцына очень надеется на новые поставки в Россию, и его энтузиазм кажется обоснованным: 2012-й станет, похоже, переломным годом для судьбы беспилотников в России. Кроме заказов Министерства обороны, которые уже позволили развернуться десятку российских производителей БПЛА военного назначения (крупнейшие среди них — компании «Вега», «Иркут» и «Эникс»), новые масштабные закупки делает МВД.

В мае МВД  разместило заказ на поставку БПЛА и дополнительного оборудования для беспилотных систем на 121 миллион рублей: поставки запланированы для Ставропольского края, Амурской, Омской и Астраханской областей, Дагестана, Красноярского края, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и даже для космодрома Байконур.

Спустя месяц стало известно, что МВД закупает еще шесть беспилотных cпециальных разведывательных аппаратов. В документации к контракту объекты разведки обозначены как «группы людей, транспортные средства, дороги, мосты, сооружения». Очевидно, что это не последний контракт на поставки БПЛА в этом году, и возможно, найдется место и для белорусской продукции.

Совсем недавно Владимир Путин лично поддержал развитие беспилотной авиации в России. 14 июня на совещании о выполнении госпрограммы вооружения в области авиационной техники в Краснодарском крае президент заявил: «Нам нужно самым активным образом разворачивать программы по беспилотным системам… Необходимо привлечь к этой работе серьёзные конструкторские, научные школы и центры, посмотреть возможности международной кооперации, сформировать задел НИОКРов и производственных мощностей. И средства на это необходимые выделены: до 2020 года планируется выделить более 400 миллиардов рублей».

Фотографии РИА Новости

Версия для печати