КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеМесто для Кудрина

10 ОКТЯБРЯ 2012 г. МАКСИМ БЛАНТ

РИА Новости
Сенсации не случилось, по крайней мере, пока. Сначала все российские информационные и аналитические ресурсы запестрели заголовками, вроде «Кудрину предложили возглавить мегарегулятор», «Мегарегулятор Кудрин» или «Мегавозвращение». Эксперты и аналитики кинулись объяснять заинтригованной журналистской братии, что это за мегарегулятор такой и почему именно Кудрин должен его возглавить. Кто-то ссылался на самого Кудрина, который якобы подтвердил наличие подобного предложения, а кто-то и вовсе стал рассказывать, что пресловутый мегарегулятор создается-то с единственной целью — трудоустроить бывшего «суперминистра», возглавляющего «Фонд поддержки гражданских инициатив».

Потом, правда, выяснилось, что кто-то что-то перепутал и Кудрину никто ничего не предлагал. Точнее, предлагали возглавить ЦБ, но было это еще прошлой осенью, вскоре после отставки, сопровождавшейся скандалом между Кудриным и тогда еще президентом Медведевым. Да и сам мегарегулятор обсуждать пока бессмысленно. По крайней мере, так считает сам Кудрин, заявивший взбудораженным «сенсацией» журналистам: «Насколько я знаю, эти идеи еще только прорабатываются, еще по ним окончательного решения не принято. Сейчас обсуждать какие-то позиции в будущем мегарегуляторе, когда он еще не создан, рано».

Следует отметить, что идея создать структуру, которая объединила бы в себе функции банковского надзора, которыми сейчас наделен Банк России с регулированием страхового и фондового рынка, появилась еще в 2003 году, когда создавалась Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Тогда, правда, ЦБ сумел оставить за собой регулирование банковским сектором, а страховой рынок остался за Росстрахнадзором.

Потом, в 2010 году, Минфин предложил присоединить ФСФР к Росстрахнадзору, однако случилось все ровно наоборот — в марте прошлого года произошло объединение, но на базе ФСФР.

В последний раз к идее вернулись этой осенью. В конце августа на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова предложение создать мегарегулятор озвучил глава группы по созданию в Москве международного финансового центра Александр Волошин. Идею поддержал Минфин, ЦБ, полномочия которого существенно расширятся, и даже глава ФСФР Александр Панкин, чье ведомство предполагается присоединить к Банку России. Весь сентябрь чиновники и эксперты со всех сторон взвешивали все «за» и «против» резкого усиления ЦБ, а в начале октября президент Владимир Путин обратился к банковскому и инвестиционному сообществу с требованием подключиться к созданию финансового мегарегулятора, так как сделать это необходимо оперативно.

Почему в ходе обсуждения возникла фамилия Кудрина, понятно. Это место, если оно будет создано, как раз по нему. Во-первых, в качестве главы ЦБ Кудрин смог бы вернуться в мировую «обойму», представлять Россию на финансовых «восьмерках» и «двадцатках», что для России, пожалуй, было бы и неплохо. Во-вторых, возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную политику позволила бы Кудрину действительно реализовать свои идеи по созданию в России международного финансового центра, идеи, осуществление которых было изрядно подорвано именно действиями Банка России в конце 2008-начале 2009 года. Наконец, независимый статус ЦБ позволил бы Кудрину игнорировать премьера Медведева, в команде которого Кудрин себя «не видел», за что и был в свое время отправлен в отставку.

Это назначение как нельзя более кстати пришлось бы и Путину, для которого гораздо выгоднее иметь, пусть и далеко не со всем согласного, Кудрина внутри своей команды, а не в качестве оппозиционера и весьма квалифицированного последовательного критика проводимого экономического курса. Как это ни парадоксально, но даже правительству в лице Дворковича (а именно он там ключевая фигура, а вовсе не Медведев) гораздо сподручнее было бы дискутировать с гораздо более идеологически близким Кудриным, чем бороться с абсолютно чуждым Сечиным.

Тем не менее, для самого Кудрина возврат в команду Путина был бы самой большой ошибкой, которую он способен совершить, поскольку это означало бы согласие разделить ответственность за ту разрушительную политику, которая неминуемо приведет страну к серьезному кризису, причем вне зависимости от того, какие будут цены на нефть. Кудрин мог бы усовершенствовать финансовую инфраструктуру. Однако ни с рэкетом силовиков, ни с окончательно деградировавшим судом, ни с экспансией госкомпаний, ни с растущими в геометрической прогрессии воровством и коррупцией на посту даже самого независимого главы ЦБ он сделать ничего не сможет. Как не смог в свое время убедить Путина в невыполнимости его предвыборных обещаний.

Фотография РИА Новости / Алексей Филиппов

Версия для печати
 



Материалы по теме

О переговорах и партиях // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Итоги недели.«И звезда с звездою говорит…» // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Итоги недели. Путин на пороге вечности… // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Крупные планы // АНТОН ОРЕХЪ
Запоздалые обидки // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Уход суперминистра // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Первый пошел… // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Новая реальность // ЕВГЕНИЙ ЯСИН
Прощание с модернизацией // МАКСИМ БЛАНТ
Партия дефицита и партия профицита // МАКСИМ БЛАНТ