Проверенная ставка
Главная интрига нынешних региональных выборов была в том, на кого сделает ставку власть в партийной системе. Поставит ли на одну хорошо известную и многократно проверенную «Единую Россию» или же, одновременно, попробует альтернативные варианты. Нечто вроде народного блока патриотов, ветеранов, тружеников и пенсионеров.
Ключевой стала история в Рязанской области, где выдвинулся кандидат Морозов, всячески дававший понять, что он выражает интересы Общероссийского народного фронта. То есть является большим сторонником Путина, чем даже «единороссы». Значительная часть региональной элиты присоединилась к кандидату, за которым, как многие считали, стоял Кремль. За рязанской историей внимательно следили во многих регионах – если Морозов спокойно дошел бы до финиша при нейтралитете Кремля, то это стало бы для них важным прецедентом. Однако на старте кампании Морозов неожиданно сошел с дистанции, поддержав действующего губернатора Ковалева.
Регионалы все поняли правильно – Кремль не заинтересован в альтернативах. Это не менее мощный сигнал, чем тот, который был направлен элитам в 2007 году, после того как «Справедливая Россия» победила на региональных выборах на Ставрополье. Тогда в течение нескольких месяцев от партийной организации почти ничего не осталось, а ее фактический лидер, мэр Ставрополя (теперь уже, разумеется, бывший) Кузьмин, превратился в эмигранта. Впрочем, Морозову повезло больше – его ожидает сенаторский пост (хотя на политической карьере этого деятеля в Рязанской области можно поставить крест). Но суть дела от этого меняется не сильно.
Не менее занятной была ситуация в Брянской области, где действующему губернатору противостоял кандидат от КПРФ, вполне лояльный Кремлю. И здесь имел место раскол элит, который позволил коммунисту даже добиться решения областного суда о снятии губернатора с выборов. Но это решение было быстро дезавуировано. Против него выступили «Единая Россия», прокуратура и избирком, который ради этого случая решил не придавать значения мелким формальностям. А чтобы не допустить второго тура (в межтуровый период предпочтения избирателей могли принять непредсказуемый характер), с дистанции снялись «жириновец» и «яблочник», несмотря на разный имидж их партий совместно подыгравшие губернатору.
Таким образом, «Единая Россия» победила – не только на выборах, но и в аппаратной конкуренции. Кремль не захотел создавать конкуренцию среди своих сторонников, не желая роста амбиций региональных элит и подрыва авторитета своей главной партии. У этой победы, впрочем, есть и оборотная сторона. Низкая явка, апатия избирателей, не видящих серьезной конкуренции (а на губернаторских выборах преодолеть муниципальный фильтр «неуправляемые» кандидаты просто не могли), скандалы с «каруселями» и прочими подобными явлениями. Относительно последних достаточно посмотреть сообщения из Барнаула, где во главе списка ПАРНАСа баллотировался Владимир Рыжков.
Участие митинговой оппозиции в местных выборах было одним из спорных сюжетов – надо ли отвлекаться на мероприятия, в которых невозможно (или почти невозможно) выиграть. Есть основания полагать, что официальные результаты ПАРНАС в Барнауле (5,5%) и Чириковой в Химках (второе место) станут аргументом для тех, кто считает выборы ненужной тратой времени. И совершенно напрасно. Есть места, куда не надо ходить – например, ошибкой стало участие оппозиционеров в ток-шоу Наталии Метлиной на НТВ, которое не могло закончиться иначе, чем «Анатомией протеста-3». Противники власти выглядели в окончательной редакции шоу скандалистами, равно как, впрочем, и ведущая. Но есть существенное отличие – г-жа Метлина в политику вроде не собирается, а скандал является частью амплуа телезвезд, в отличие от политиков (Жириновский – исключение, подтверждающее правило).
Другое дело – выборы, пусть и далекие от идеальных. Это возможность не только прорваться в представительный орган власти, но и использовать информационные возможности избирательной кампании для возможно более активного общения с гражданами. С теми, кто в декабре прошлого года проклинал чиновников-фальсификаторов, а в августе нынешнего – «кощунниц», посягнувших на православные святыни. Выборы все равно остаются выборами, если они носят конкурентный характер, даже в условиях «каруселей» и прочих печальных особенностей российского электорального процесса.
Автор — первый вице-президент Центра политических технологий