КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеМеждународный финансовый центр – прощание с Москвой

19 НОЯБРЯ 2012 г. ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

ИТАР-ТАСС


В четверг «Мегафон», единственный из участников «большой тройки» российских сотовых операторов, до сих пор не имевший биржевого листинга, объявил диапазон цен на свои бумаги, которые планируется выставить на продажу в ходе долгожданного, уже однажды отложенного IPO.

Биржевой дебют «Мегафона» должен пройти уже в конце ноября сразу на двух площадках – ММВБ-РТС и лондонской LSE. В сентябре «Мегафон» получил разрешение ФСФР на размещение на зарубежных рынках до 20% своего уставного капитала. Можно не сомневаться, что этим правом оператор воспользуется сполна.

Число размещений российских эмитентов на отечественных биржах в последнее время вообще можно было пересчитать по пальцам. Самым заметным из них стало сентябрьское SPO «Сбербанка», продавшего 7,58% своего акционерного капитала за 5,2 млрд долларов. При этом большая часть бумаг была также реализована в Лондоне. Российские инвесторы на ММВБ-РТС приобрели всего около 3% из выставленного на продажу пакета, хотя изначально под них резервировалось порядка 10-15% – на большее не хватило платежеспособного спроса.

Из желающих же покинуть российские торговые площадки, напротив, разве что не выстраиваются очереди. С конца прошлого года делистинг на ММВБ-РТС провели сразу несколько крупных компаний – «Силовые Машины», «Балтика», «Седьмой Континент», а также несколько «дочек» «Башнефти» и ТМК. Также из Москвы в Лондон, по сути, переместились торги бумагами «Полиметалла» и «Полюс Золота» – обе были выкуплены своими иностранными материнскими структурами Polymetal и Polyus Gold International, торгующимися на LSE. Список этот можно продолжать долго.

Иными словам тренд налицо – торги акциями отечественных компаний уходят за рубеж. На прошлой неделе масштабы этого бегства оценили в Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).

По данным организации, в первом полугодии доля биржевых сделок с бумагами российских компаний, совершаемых на иностранных площадках, выросла с 36 до 45%, а по итогам года должен перевалить за отметку в 50%.

Почему это происходит? Одна из главных причин – низкая ликвидность российских биржевых площадок по сравнению не только с ведущими мировыми конкурентами, но и с биржами стран с развивающейся экономикой, по отношению к которым наш фондовый рынок хронически недооценен. И в этом виноват не один только кризис – очевидна вина российских властей.

Несмотря на все красивые лозунги и призывы, в России так до сих пор и не сформировался тот самый класс «массовых инвесторов», без которого рассчитывать на появление емкого и устойчивого национального финансового рынка попросту не приходится. По оценкам экспертов, счета на российских биржах имеют всего около 2% граждан нашей страны, тогда как в развитых государствах их 50-70%. При этом никакой внятной госстратегии по повышению финансовой грамотности населения, равно как и системы стимулирования подобных инвестиций, у нас попросту не существует. Более того, государство, вместо того чтобы пестовать и всячески поощрять развитие источников внутренних долгосрочных инвестиций, в качестве которых в развитом мире традиционно выступают пенсионные фонды и сектор страхования жизни – не только этого не делает, но активно вставляет палки в колеса. В этом связи «свежее» решение о снижении размера отчислений в накопительную часть пенсий – не только стратегическая ошибка с точки зрения развития пенсионной системы, но, в конечном счете, и серьезный удар по национальному фондовому рынку.

ИТАР-ТАСС


В этих условиях российские биржи продолжают чрезмерно зависеть от притока спекулятивного капитала из-за рубежа, который стремительно бежит, как только почует запах жареного. Более же респектабельные (то есть долгосрочные зарубежные институциональные инвесторы) в Россию по-прежнему не спешат, опасаясь известных страновых рисков.

Выбор объектов для покупки у нас богатым также не назовешь. Структура российского фондового рынка по-прежнему крайне однобока – более половины его капитализации приходится на нефтегазовый сектор. Правительство могло бы поспособствовать решению этой проблемы, но вместо широко разрекламированной масштабной приватизации мы пока видим лишь сделки, вроде покупки государственной «Роснефтью» частной компании ТНК-BP. Не исключено, что последняя после завершения сделки также покинет биржу.

Ко всему этому стоит добавить несовершенство российской финансовой инфраструктуры, развитие которой идет крайне медленно (недавнее объединение ММВБ и РТС – один из немногих положительных примеров), и системы регулирования, что нередко толкает эмитентов в сторону Лондона, Франкфурта или Варшавы.

Что же в сухом остатке? Еще в 2008 году эксперты НАУОФОР рисовали для отечественного фондового рынка два возможных сценария на ближайшие десять лет: его превращение в высокоразвитый институт или полное прекращение его существования. Пока движение, увы, идет по второму сценарию. И чтобы это изменить, явно недостаточно провозгласить правильные лозунги и построить в центре Москвы несколько красивых небоскребов. Даже если над ними станет восторженно реять флаг с гордой надписью МФЦ.

Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский, ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе 


Версия для печати