КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииИсточники и составные части успеха российской оппозиции, или Мирная белая революция

5 ДЕКАБРЯ 2012 г. ИВАН СТАРИКОВ

ИТАР-ТАСС
Теперь-то мы знаем, как в России запускаются конституционные реформы. Неизвестно, знал ли Борис Ельцин, подписывая указ № 1400 от 21 сентября 1993 года, но повод в России, похоже, всегда один:

«…Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция … попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти … большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа…

… Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута… В текущей работе … систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство…

…Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации».

Тогда, осенью 1993 года, сложилась патовая ситуация: ни Верховный Совет, ни президент не видели возможности для компромисса.

Страна балансировала на гране гражданской войны. Все это закончилось трагично. Сам был живым свидетелем. Волею случая и судьбы оказался в первых числах октября 1993 года в Москве, о чем позже писал:

«На мост, развернув башни в сторону Белого Дома, лязгая гусеницами, выдвигались несколько танков! Доносились звуки очередей. Дробно, с расстановкой, били крупнокалиберные пулеметы. И это не где-нибудь на военном полигоне, а в центре Москвы!.. Поводив 125-миллиметровым стволом, танк лениво плюнул огнем, и через секунду на стене белоснежного дома-парохода вспух уродливый нарыв. Залпы следовали один за другим, на верхних этажах парламента вспыхнул пожар» («Букварь моей жизни»).

Я ощутил мертвящее дыхание политики на своем лице, с горечью подумал о судьбах жителей таежной деревушки, раскинувшейся в распадках  Салаирского кряжа: насколько тщетны все наши потуги сделать хоть что-то там, в Сибири, вдалеке от московских политиков, готовых поджарить свою яичницу, но сжечь наш общий дом.

Время — нелинейная категория. С 3 октября, когда из танковых орудий стреляли по парламенту, до принятия новой Конституции прошло всего 69 дней, и, конечно, она принималась в особых, чрезвычайных исторических условиях. Можно понять авторов нового закона страны, которые, перестраховавшись, заложили в его текст положения, приведшие в конечном итоге к явному перекосу в сторону институтов президентской власти.

Они позволили президенту, формальному гаранту Конституции, самому быть участником политического процесса и даже возглавлять правящую партию. Быть и арбитром, и игроком на политическом поле одновременно. Ввести институт преемников, а по факту уродливую форму престолонаследия. Превратить верхнюю палату Совета Федерации в абсолютно декоративный, не имеющий никакого влияния политический институт — синекуру для политических пенсионеров, звезд спорта и шоу-бизнеса. А ведь по Конституции верхняя палата наделена важнейшими полномочиями. Такими как: объявление войны и мира, ввод чрезвычайного положения, утверждение в должности Генерального прокурора, судей Верховного и Высшего арбитражного суда, аудиторов Счетной палаты и т.д.

В 2004 году эта покорно голосующая машина коммерческих выдвиженцев одобрила отмену выборов губернаторов, чуть позже — случившийся тандем, как, впрочем, и два президентских срока подряд, а также системное и последовательное сворачивание политических прав и свобод.

Наконец, превращение Госдумы во взбесившийся принтер тоже стало возможно из-за двусмысленностей, заложенных в Основном законе 1993 года.

В конечном итоге судьба страны снова стала фатально зависеть от личности главы государства.

Но Ельцин ставил хоть какие-то цели. Очевидно, что в период своего расцвета он был носителем доктрины либеральной модернизации.

В экономике он считал необходимым создать класс собственников, поэтому пошел на непопулярную, но масштабную приватизацию и впоследствии стремился уменьшить долю государства в экономике и политике.

 В отношении государственного устройства Ельцин понимал, что Россия способна сохраниться как единое государство только на принципах федерализма. Именно поэтому, несмотря на острую губернаторскую фронду и сопротивление Совета Федерации, он не разрушал эти принципы.

Абсолютно необходимым условием для осуществления своей доктрины он считал соблюдение принципа информационной открытости. Первый президент не закрывал оппозиционных телеканалов и газет, никогда не гонялся за журналистами, в том числе и за теми, которые были к нему несправедливы и даже жестоки.

Тем не менее, сегодня, отмечая 19-летие российской Конституции, можно с уверенностью сказать, что без проведения масштабной конституционной реформы избежать серьезных социальных и экономических потрясений нельзя. Однако конституционная реформа должна быть осуществлена в рамках действующего правового поля с весьма ограниченным маневром.

Здесь требуется политическое мастерство. Парадоксально, но конституционная реформа нам необходима для того, чтобы защитить основы государственного строя, цели и ценности, закрепленные Конституцией 1993 года.

Согласен, существуют серьезные препятствия. В действующей Конституции за гражданами прямо не закреплено право «вносить предложения о пересмотре положений Конституции». Это можно сделать исключительно через Конституционное собрание. Однако все попытки, начиная с 1994 года, принятия федерального конституционного закона о его созыве были заблокированы. Значит, мы можем предложить и прописать порядок созыва Конституционного собрания по инициативе граждан.

Проект соответствующего закона у нас есть.

Мы с вами должны понимать, что невыполнимые лозунги, требования и призывы, те самые, которые игнорирует власть, деморализует наших сторонников, порождая апатию и безысходность.

Предложения КС провести судебную, муниципальную, экономическую и пенсионную реформы — это попытки надеть металлокерамику на гнилые зубы. Они не-воз-мож-ны без нового общественного договора.

Этот документ должен гарантировать, что принятые законы и правила будут неукоснительно соблюдаться. Это возможно, если они будут вменены не теми, кто оказался «сверху» властной пирамиды, а БОЛЬШИНСТВОМ наших граждан, потому что они так договорились.

Координационному совету и в центре, и на местах следует начать работу по созыву Конституционного собрания. И следующие выборы провести уже в этот орган.

     В своем обращении к КС Михаил Ходорковский сказал: «Вы же умные головы, придумайте что-нибудь». Предлагаю последовать призыву морального лидера оппозиции. Призываю 15 декабря на Марше свободы объявить 2013 год годом конституционной реформы.

     Это нужно сделать для того, чтобы в декабре будущего года, спустя 20 лет после принятия первой Конституции Свободной России, принять новый общественный договор. Можно обойтись внесением серьезных поправок в действующую, после чего провести полную перезагрузку всей политической системы страны: избрать 8-ю Государственную думу, Совет Федерации и сформировать новое правительство.

         «Комитет 12 июня» выйдет на марш именно под этими лозунгами. Уверен, что у этого плана будет много сторонников, даже среди нынешних  лоялистов. И очень надеюсь, что в этот раз мы обойдемся без стрельбы из танковых орудий.

На фото - 2007 год. Акция "Ночь в музее" в одной из галерей центра современного искусства "Винзавод". Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Фомичев


Версия для печати