Тьма египетская
Тьма, пришедшая не со Средиземного моря и не в результате происков разномастных врагов из ближнего и дальнего зарубежья, накрыла столь не любимую, по делам их, нынешними правителями Россию. Эта тьма порождена миазмами правящего режима, который достиг последней стадии своего разложения и, уничтожая сам себя, как раковая опухоль разъедает все, что с ним соприкасается. По сравнению с тем, что происходит сегодня в нашей жизни, даже экзистенциальный абсурд Кафки уже не кажется столь мрачным и безысходным.
На финише своего существования режим закономерно и предсказуемо исторгает из себя всё сколь-нибудь неординарное и более или менее живое, даже тех, кто полностью его поддерживает, но хочет проявить хоть какую-то несанкционированную инициативу и самостоятельность. Серость, наглухо застегнутая в чиновничий мундир, и безропотное подчинение — только они сегодня востребованы и в чести у властей предержащих.
С легкой ностальгией вспоминается даже «политический кукловод» Сурков с его «управляемой демократией» и прочими политтехнологическими кунштюками. Или «милый бухгалтер» из Питера, осмелившийся, хотя и с дрожью в голосе, вступить в публичную дискуссию если не с самой первой, то со второй головой условно правящего Тяни-Толкая. И по-хрущевски колоритный Лужков, ничтоже сумняшеся публично заявлявший, что не он, а его жена — успешный московский предприниматель, которого «в связи с утратой доверия» заменили безликим Собяниным, жена которого, по странному стечению обстоятельств, тоже оказалась предпринимателем. А кто вспомнит хотя бы фамилии большинства министров нынешнего правительства и глав регионов?
Сегодня политическими рупорами режима выступают «простой, как граненый стакан» Володин, прямые идейные наследники пафосных большевистских героев, разгонявших законные органы власти и предававших родных и близких — Железняк и Яровая, что симптоматично, а также подобный всеядным комсомольским карьеристам 80-х Бурматов, уличенный блогерами в диссертационном плагиате, и иже с ними. По сравнению с этими персонажами даже награжденный за верную службу должностью проректора Марков смотрится светочем политической мысли. А чего стоит толкователь слов и поступков вожака стерхов Песков с пустым блуждающим взглядом, как у булгаковского Варенухи, которому запретили лгать и хамить, но только по телефону?
Беспросветная серость мысли и мрак дел спускаются с зияющих высот власти и приникают во все поры российской жизни.
Коррупция цветет пышным цветом и приобретает все новые и новые формы, такие, например, как коррупционный рэкет с участием государственных контрольных, правоохранительных и судебных органов. Каста «неприкасаемых» уже ничего не боится и действует нагло и практически в открытую. А тем, кто проигрывает в коррупционных схватках и непосредственно не входит в высшую касту, предоставляется возможность беспрепятственно покинуть страну, чтобы в ходе расследования они не сболтнули лишнее и не выплыли на поверхность факты, затрагивающие самых-самых. Это конечно гуманнее, чем в Китае, где проигравших уничтожают физически. Таковы нынешние правила борьбы с пандемией коррупции, которая служит главным системным механизмом работы всей государственной машины и основным инструментом межклановых разборок.
Борьба за «национальное достояние», нефть и газ, резко обострилась и приобрела характер открытой войны всех против всех. Даже самым, мягко говоря, несведущим стало понятно, что возможности и сроки обогащения за счет распродажи природных ресурсов тают на глазах. Сечин воюет с Тимченко, Дворкович или те, кто за ним стоит, — с Сечиным, а Тимченко с Миллером. Более осторожные, как Вексельберг, фиксируют прибыли и бегут с тонущего корабля.
Государство разваливается прямо на глазах, так как власти предержащие управлять им не в состоянии. Самые вопиющие ситуации пытаются разруливать в ручном режиме, демонстрируя полную импотенцию «вертикали власти». Вместо управления делами государства — соревнующиеся в бездарности рекламные кампании то вожака стерхов, то наноинновационного любителя гаджетов, которые раздражают даже самых преданных сторонников режима, и имитация бурной деятельности по советским канонам. Сначала — наказание невиновных, начиная с тех, кого назначили ответственными за невыполнение заведомо невыполнимых предвыборных обещаний «национального лидера» на триллионы бюджетных рублей, которые неоткуда взять. И, как водится, награждение непричастных, тех, кого нужно приласкать в целях пропаганды и демонстрации «всенародной поддержки» режима.
Ни к одному внешнему вызову, техногенной аварии или природному катаклизму нынешняя власть должным образом подготовиться органически не способна, да и быстро и эффективно отреагировать постфактум тоже не в состоянии, а виноватым в этом объявляет неразумный народ. Коллапс из-за снегопада, который ежегодно становится для власти неожиданным стихийным бедствием, на этот раз на «соединяющей две столицы главной транспортной артерии страны» — это наглядное проявление и яркий символ коллапса нынешней власти.
Несмотря на то, что наши сограждане давно стараются жить по принципу «мы сами по себе, а власть сама по себе», максиму «даже если вы не занимаетесь политикой, политика все равно займется вами», ставшую известной благодаря Макиавелли, никто не отменял. Да и как ее отменить в сегодняшних российских реалиях.
Вся система правоохранительных и судебных органов, которые должны защищать людей от жуликов, воров, бандитов и прочей нечисти, защищает правящий режим от людей и, забыв ради личных корыстных интересов о профессиональной чести и достоинстве, превратилась в клубок грызущихся между собой ОПГ. Воины превратились даже не в торговцев, как возопил два года назад генерал Черкесов, а в откровенных вымогателей и бандитов. Сегодня наши граждане больше, чем бандитов и насильников, боятся правоохранителей, в первую очередь, новоявленных полицейских, остающихся, если брать их отношение к людям, прежними «ментами». И немудрено. Каждый день интернет и даже государственные СМИ сообщают об очередных зверствах «по долгу службы» доблестных правоохранителей, их разнузданном поведении на дорогах и стрельбе по живым мишеням, что приводит к гибели ни в чем не повинных людей.
Не лучше дела обстоят в таких сверхчувствительных сферах нашей жизни, как здравоохранение и образование.
В здравоохранении — нехватка профессионально подготовленных врачей и квалифицированного медицинского персонала, что неизбежно приводит к увеличению числа врачебных ошибок, недостаточное оснащение больниц и поликлиник необходимым диагностическим и лечебным оборудованием и препаратами, фактическое уничтожение «из-за нерентабельности» системы медицинской помощи в сельской местности и небольших поселениях, с одной стороны. С другой — галопирующий рост цен на лекарства и платные медицинские услуги, нарастающая бюрократизация при так называемом бесплатном медицинском обслуживании, равнодушие и цинизм, хамское отношение, административный произвол и коррупционное вымогательство. В результате средняя продолжительность жизни, даже по официальным данным, едва достигла 70 лет, причем для мужчин она составляет всего 64 года. А по данным переписи 2010 года, численность населения за восемь лет с 2002 года сократилась на 2,3 миллиона человек. Так что всё славословие в адрес альфа-самца, который лично якобы решил демографическую проблему, на деле оказалось пустым звоном.
О катастрофическом снижении качества и фактическом развале начального и среднего образования сегодня не говорит и не пишет только ленивый. Ускоренными темпами, особенно в последние годы, деградирует и высшее образование. Здесь поток бюрократических требований и фиктивных показателей качества, порождающий питательную среду для новых форм коррупции и уничтожающий на своем пути все нестандартное и творческое, уже пробил административные горизонты вузов и вторгся непосредственно в работу профессоров и преподавателей. Сегодня преподаватели вузов должны заполнять множество различных содержательно бессмысленных, бюрократических форм в бумажном и электронном виде и доказывать свою профессиональную пригодность не только количеством «научных публикаций», которые, как показывает практика, легко фальсифицируются и свободно покупаются, но и справками из наркологического и психиатрического диспансера, а также об отсутствии судимостей. Но чего еще можно ожидать, если Министерство образования на протяжении последних лет возглавляют персонажи, имеющие весьма смутное представление о реальном положении дел в образовании? Наглядно это продемонстрировал нынешний министр, который заявил, что «получающий тысяч 20–30 преподаватель либо невысокого уровня, либо подрабатывает в разных местах». Он точно не знает, что официальный оклад профессора составляет 12 050 рублей, доплата за ученую степень доктора наук 7000 рублей и самая замечательная выплата «компенсация ППС на литературу» — 150 рублей, а до пресловутых 30-40 тысяч профессору доплачивают вузы в виде персональной надбавки.
И до тех пор пока оплата труда профессора будет в два раза ниже, чем несомненно также весьма важного труда машиниста электропоезда в московском метро, ни о каком возрастании человеческого капитала страны речи идти не может. А именно этот капитал, создаваемый, прежде всего, в сфере образования, является основным национальным достоянием, ресурсом и показателем качества развития современного государства.
Но самое мрачное и опасное заключается в том, что профессионально непригодный для управления делами государства режим, который стремится любыми средствами удержать власть, поднимает со дна общества мутные потоки агрессивности, невежества и мракобесия.
Через подконтрольные СМИ он создает традиционный для советской пропаганды образ внешнего врага в лице «коварных и агрессивных США и НАТО, которые плетут мировой заговор против России». Полагая, что обладание ядерным оружием и запасами природных энергоносителей, само по себе дает статус сверхдержавы, режим на мировой арене ведет себя как неуравновешенная шпана из подворотни и не понимает, что при нынешнем положении вещей в мире таким поведением фактически только «пугает ежа голым задом», вызывая недоумение и пренебрежительно-ироническое отношение. Характерным примером такого абсурдного поведения может служить «симметричный ответ» министра Лаврова на принятый в США «Акт Магнитского». При этом в обществе нарастает агрессивность к внешнему миру и стремление к изоляционизму, к особому, отличному от всего мира пути развития.
Образ внутреннего врага режим создает как черносотенный образ врага «веры, царя и отечества». Он сознательно раскалывает общество, поощряя фундаменталистское и националистическое мракобесие, публичные нападения «православных хоругвеносцев», «ряженых казаков» и прочих «радетелей за русский народ» на представителей более образованной и просвещенной части общества, в которой нарастают протестные настроения. Использует телевизионных провокаторов и халтурщиков для того, чтобы утопить общественное сознание в агрессивных помоях заказных мамонтовских «расследований», вассермановских «новостей» и пушковской «аналитики», низкопробных развлекательных программ и ток-шоу, в шизоидных предсказаниях и кликушествах вещунов и гадалок, традиционно плодящихся в большом количестве накануне крушения автократических правлений. И наивно надеется, что сможет удержать этот разносящий в обществе агрессию и злобу мутный поток под своим полным контролем.
Тьма египетская накрыла Россию, и сквозь нее уже проступают угрожающие всполохи кроваво-коричневого заката правящего режима, чреватого распадом государства.
Автор — доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ и РУДН
Фотография с сайта www.victor-biryukov.ru