КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеГений и куча

25 ЯНВАРЯ 2013 г. ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ

ИТАР-ТАССИТАР-ТАСС

Удружил мне дядька-фейсбук: несколько «френдов», в рамках полемики вокруг коллизии «Башмет-Никитин», выложили текст из журнала «Однако» — вот я его и прочитал, оскоромился.

Название текста — «Великий поэт, замолчанный заживо. О нерукопожатной Юнне Мориц, написавшей песни рукопожатного Никитина». Автор — Дмитрий Лекух. Стартовый тезис, как раз Сергею Никитину адресованный: «Не всем по масти осуждать Башмета».

Очень смешно.

Выпускник Литинститута и бывший активист крайне правого крыла фанатского движения футбольного клуба «Спартак» (так уважительно аттестует журнал своего автора) отказывает Сергею Никитину в праве осуждать Юрия Башмета! При этом сам этот экс-фанат зачисляет выдающегося музыканта (да, я о Никитине) в потенциальные «барды КСП города Мухосранска». 

Ни автор, ни журнал не видят комизма в пропорциях — как имен, так и стилей, ибо Никитин-то (до которого Лекуху как до Марса), разумеется, был предельно уважителен к Башмету…

Все это частности, на которые не стоило бы реагировать вообще, не подними в своем тексте Лекух действительно важную тему: насчет «масти», дающей право осуждать.

По нехитрой мысли автора, для этого надо быть какой-то, видимо, козырной масти, а все остальные рожей не вышли вякать о рукопожатности или нерукопожатности великих.

Юнна Мориц в этом контексте — пришей кобыле хвост. И пришит этот хвост, в дополнение к надуманной паре «великий Башмет — ничтожный Никитин», с простенькой и очевидной целью: подпереть шаткий тезис автора о либералах, которые в подметки не годятся нелибералам.

Узнаю брата Колю, привет тебе, фанатский сектор: свои — молодцы, чужие — отстой! Мочи «коней»! 

Но Парнас — не «Лужники», и божий дар на то и божий, что не разбирает клубных цветов и знать не желает таких мелочей, как либерализм или консерватизм. Бог ли, природа ли — раздают с барского плеча не глядя.

И не глядя же отбирают…

Но главное: случаи Мориц и Башмета — совершенно различны!

ИТАР-ТАСС
У Юнны Петровны имеются крепкие политические взгляды. Они могут вызывать восторг, могут — интерес, могут — ужас, но это — мировоззрение. У Башмета же никакого мировоззрения, в общем, не наблюдается: он просто сымпровизировал на ходу нечто про алчных посредников (а как, интересно, иначе детдомовцы-инвалиды могут попасть в США?), а следом изрек дежурную пошлость про Путина, противостоящего Америке.

Второе принципиальное отличие: Башмет играет на альте, поэтому, что бы он ни сморозил, это никогда не отразится на его творчестве. Хоть он  в адвентисты уйди, хоть в «лимоновцы» — пальцы найдут верное место на грифе, а смычок струну! 

Юнна же Петровна имеет дело с алфавитом и смыслами — оттого  ее прискорбные политические взгляды время от времени погребают под собой божий дар и она разражается персональной рифмованной похабелью в адрес Клинтона или поет осанну Милошевичу, обрушиваясь с горних высей на уровень поэта-патриота Хатюшина из газеты «Завтра»…

И, не в силах помочь, мы сторонимся в неловкости.

Или не сторонимся — и, со всем уважением к божьему дару, со всей пожизненной благодарностью Юнне Петровне за мощь и нежность ее поэзии,  высказываем вслух свое отношение к такого рода экзерсисам.  

Нельзя?

Не по чину?

Интересная мысль.

ИТАР-ТАСС


Оставив в стороне хамство Дмитрия Лекуха в адрес божественно одаренного Сергея Никитина, представим на секундочку, что Юрий Башмет услышал бы публичное порицание от совершенно заурядного человека, — что же тогда?

Это и есть ключевой вопрос в «башметовской» истории (и других историй такого рода): если гений прилюдно наложил кучу на паркет, имеем ли право мы, простые смертные, сказать ему «ай-яй-яй»?

Или графу Хвостову кучу на паркет класть нельзя, а Пушкину, по случаю написания «Маленьких трагедий», можно? Причем даже сделать замечание Пушкину граф Хвостов не имеет права, ибо кто он такой?

А кто имеет право сделать замечание Пушкину? Тютчев? Кто «за»? Давайте соберем комиссию под руководством Лекуха по рассмотрению достаточности тютчевского божьего дара для замечания Пушкину по поводу наложенной кучи! Но перед этим, разумеется, соберем предварительную комиссию с целью выяснения, кто такой сам этот Лекух и с  какого бодуна всех ранжирует?  

Но кто, в свою очередь, войдет в комиссию по обсуждению Дмитрия Лекуха? Достаточно ли все мы авторитетны для того, чтобы его обсуждать?

М-да.

Не слишком ли все это сложно, сограждане? Может, остановить эти бессмысленные попытки меряться членами Союза писателей и других творческих организаций? При чем тут старые калоши и заслуги перед литературой и искусством? Гений ты, не гений — воду за собой спускать надо. Не врать, не говорить глупостей, не становиться доверенным лицом негодяев…

Предлагаю, для простоты, перестать путать божий дар с яичницей и  договориться на будущее так: сыграл ты хорошо на альте — низкий тебе поклон и Бэлза в парус. 

А наложил кучу — получи по шее от первого встречного.

 

Фотографии ИТАР-ТАСС

 

Версия для печати