КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеО национальных полках в войне 1812 года и национализме

17 МАЯ 2013 г. ИГОРЬ ХАРИЧЕВ


Отгремели торжественные мероприятия, связанные с двухсотлетием Отечественной войны 1812 года. Правда, еще предстоят юбилеи Заграничных походов 1813-1814 годов, но им почему-то придают гораздо меньшее значение, так что можно расслабиться на ближайшие пятьдесят лет.

В нескончаемом множестве статей, выступлений, книг, телепередач, посвященных двухсотлетию, были затронуты самые разные темы, связанные с войной 1812 года. Между тем, осталась неосвещенной очень важная для России тема национальных воинских формирований в период той войны. Тема, важная, прежде всего, с точки зрения межнациональных отношений в современной России. Она оказалась не представленной даже в открытой специально к юбилею постоянной экспозиции Государственного исторического музея – музее Отечественной войны 1812 года.

Многие даже не задумывались над тем, что на стороне России в кровопролитные боях участвовали не только христиане, но и мусульмане, буддисты. Все мы знаем о Храме Христа Спасителя, построенном в память воинов-христиан, погибших в войне 1812 года. Но многие ли знают, что в Москве на Татарской улице стоит мечеть, возведенная в память воинов-мусульман, отдавших свою жизнь за родину в той войне? Потому что российские мусульмане защищали Россию с первого дня Отечественной войны и до последнего дня Заграничных походов, которые лучше было бы назвать Освобождением Европы. (В отличие от Храма Христа Спасителя, который был снесен большевиками, а потом восстановлен, мечеть не пострадала, но долгие годы служила прибежищем военкомату.)

Всего в войне 1812 года и в Заграничных походах принимало участие 20 башкирских полков плюс 6 так называемых ремонтных полков, для пополнения выбывших из номерных воинов (набранных в основном в Оренбургской губернии, куда в то время входили территории, исстари населяемые башкирами), 3 тептярских полка (тептяри – близкий к татарам субэтнос, живший на территории Казанской губернии. Тептяри относились к служилому сословию и имели сходную с казачьей военную организацию), 2 мишарских полка (мишари – субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья), 4 полка крымских татар, 2 калмыцких полка.*

Вдумайтесь: мусульмане имели свои полки, возглавляемые командирами-мусульманами. Разве позволили бы создавать такие крупные воинские формирования народам, не вызывающим доверия? Доверие было, причем, абсолютное, и национальные полки сполна оправдали его той храбростью, которую демонстрировали мусульманские воины.

1-й и 2-й Башкирские полки, а также 1-й Тептярский казачий полк воевали с первых дней вторжения Наполеоновских войск. В первые же недели войны по инициативе башкир были сформированы 3-й, 4-й, 5-й Башкирские полки из добровольцев. И 25 июля 1812 года, в первый день доставки манифеста Александра I в Оренбург, эти полки под общим командованием капитана Верхнеуральского гарнизонного батальона И.Г. Тихановского выступили в поход.

Более того, полковник Углицкий не забыл боевое содружество с башкирами времен 1807 года и, будучи Оренбургским войсковым атаманом, подал в начале войны в Санкт-Петербурге управляющему военным министерством Российской империи рапорт с предложением быстро организовать от 10 до 30 башкиро-мишарских казачьих полков для войны с Наполеоном. Предложение было поддержано на всех уровнях, и уже 8 августа 1812 года, в день своего утверждения Александром I главнокомандующим армиями, Кутузов получил именной указ о формировании башкирских казачьих полков.

Любопытны свидетельства того, как эти полки шли на войну, с каким настроением. Эрик Густав Эрстрём, швед, преподававший в Московском университете, в своих воспоминаниях «Путешествие из Москвы в Нижний Новгород», рассказывающих об эвакуации университета в 1812 году, приводит такой случай: «На мосту у деревни Новой нам встретился полк конных башкир. Несмотря на то, что проделали они, вероятно, немалый путь, они были бодры и, казалось, не чувствовали усталости. Смеясь, они разговаривали промеж себя и обратились к нам на ломаном русском, спросив:

– Куда путь держите?

– В Нижний Новгород.

– А вы лучше поворачивайте обратно и поедем с нами искать французов!

– Не бойтесь, ребята, – говорили они. – Французам здесь не бывать. Мы же идем теснить их восвояси.

– Что, французы-то далеко? – спрашивали башкиры. – Вот мы им ужо зададим!

И они принялись потрясать своими пиками и луками».

Глазами непредвзятого наблюдателя Эрстрём увидел российскую жизнь в период нашествия Наполеона, и башкиры отнюдь не выглядели в ней бесправным народом, слепо исполняющим чужую волю. Они вполне осознанно защищали свою родину, коей была Россия.

Легендарный Денис Давыдов доносил о подвиге конников 1-го Тептярского полка: «18 числа (сентября) посланный мной в партию майор Тимиров с вверенным ему 1-м Тептярским полком атаковал неприятеля, взял 125 человек в плен и одну фуру с артиллерийскими снарядами». (Кстати, сам Денис Васильевич Давыдов происходил из известного рода Давыдовых, начало которому положил еще в XV веке выходец из Золотой Орды знатный мурза Минчак.)

Национальные полки, участвовавшие в боевых действиях как на территории России, так и за ее пределами, отличились во многих крупных сражениях русской армии. Известно, что 2-й Тептярский и 2-й Мишарский полки победоносно вступили в Париж. Воины этих полков получили медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и другие знаки отличия.

Почему всё это важно знать и помнить сейчас, двести лет спустя? Не только потому, что это славные страницы общей для народов России истории. В Татарстане и в Башкортостане есть представители титульной национальности, которые мечтают о создании мононациональных государств. Есть и в некоторых общественных организациях, и за их пределами. Помню, как весной 1992 года, когда представители разных республик пытались провести в Казани конференцию Конгресса демократических организаций России, татарские националисты сорвали это мероприятие. Они были настроены очень агрессивно, несколько участников конференции подверглись избиению. Попытка выяснить причину агрессии обернулась тем, что два молодых парня заявили о намерении изгнать русских из Татарстана и готовности пролить для этого кровь. Когда им напомнили, что за пределами республики живет больше татар, и высказали опасение, что после резни русских в Татарстане могут начаться татарские погромы по всей России, один из них возбужденно выкрикнул: «Прекрасно. Татары соберутся на исторической родине». То есть кровь, скорее всего, большая, не является преградой для осуществления идеи собирания всех татар на исторической родине. Подобные националисты до сих пор проявляют активность и в Татарстане, и в Башкортостане. Для них жизнь тысяч татар или башкир менее ценна, чем идея мононационального государства.

Но чем обернется осуществление этой идеи? Что ждет народы национальных республик, если намерения националистов воплотятся в жизнь? История уже дала нам яркий пример – это судьба среднеазиатских государств, бывших республик СССР. Получив самостоятельность, коренное население начало активно и жестко вытеснять всех некоренных жителей, среди которых были не только русские и которых проще назвать русскоговорящим населением. Значительную их часть изгнали из Средней Азии, где недоброжелательным отношением, а где и насилием. И что, республики процветают? Вовсе нет! Тотальная бедность и полное бесправие – вот что имеют простые жители независимых ныне государств. Они вынуждены выживать. И где они находят возможность подзаработать? Прежде всего, в России. По сведениям, обнародованным в начале апреля заместителем главы Федеральной миграционной службы РФ Анатолием Фоменко, в нашей стране сейчас находятся 2,5 миллиона граждан Узбекистана, 1,1 миллиона граждан Таджикистана, более 500 тысяч граждан Киргизии. В Туркменистане ситуация не лучше, хотя там есть нефть, просто тамошние власти не позволяют своим гражданам выезжать на заработки за границу. Серьезная проблема с приезжающими на заработки в Россию не только в том, что большинство не знает русского языка и наших законов – они, как правило, не имеют никакого образования, многие из них больны. То есть в этих независимых ныне и практически мононациональных государствах разрушены не только экономика, но и системы образования и здравоохранения. В советское время, которое я вовсе не собираюсь хвалить, такое было просто невозможно.

Заметно благоприятнее лишь ситуация в Казахстане. Хотя это тоже далеко не демократическое государство, экономические показатели там лучше, чем в России. Но тут необходимо трижды подчеркнуть: президент Назарбаев проявил мудрость и пресек вытеснение некоренного населения в 1990-е годы, постарался создать условия, побуждающие русскоговорящих граждан республики не чувствовать себя чужими, активно участвовать в экономике и социальной жизни Казахстана.

Да, жителям российских республик есть над чем задуматься, слушая посулы националистов. К сожалению, контрагитации, умной, взвешенной, содержащей убедительные доказательства, они не слышат. И, скорее всего, не знают об участии представителей своей национальности в войне, двухсотая годовщина которой отмечалась так широко и громогласно.

О национальных полках и том, как они участвовали в войне 1812-1814 годов, необходимо знать русским. Чтобы они понимали роль других народов, населяющих Россию, в истории нашей страны. Тогда станут терять почву русские националисты, сохраняющие свое влияние на определенную часть общества именно за счет незнания значительной частью населения того, как развивались межнациональные отношения в нашей стране.

Администрация президента России – наш главный центр внутренней политики – давно упустила национальную составляющую. Как бы всем нам не пришлось за это расплачиваться в какой-то момент. Мы не знаем собственную историю, которая дает разные примеры, в том числе, пример тесного сотрудничества народов, населявших Россию, в трудную военную пору 1812-1814 годов. Похожее было во время Великой отечественной войны, с той только разницей, что в Советской Армии уже не существовало национальных полков. Более того, башкиры и татары участвовали в ополчении Минина и Пожарского, освободившего Москву в 1612 году. И совершенно глупо забывать обо всем этом, отдавая поле битвы за умы националистическим силам.

 

*Сведения о национальных полках русской армии в войне 1812-1814 г.г. автору предоставил историк и писатель Салават Асфатуллин

Иллюстрации:
1) Александр I представляет Наполеону калмыков, казаков и башкир. 9 июля 1807 года. (Тильзит) Художник П. Н. Бержере. 1810. Версаль.

2) П. Гесс. Переправа через Березину. В правой части картины изображены башкирские всадники, преследующие отступающих французов.
3) Самокиш Н.С. Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении. 1911.
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник




Версия для печати